В 2018 году "Виакард" выиграл иск о взыскании задолженности, штрафов и неустойки. В 2019 году "Терминал Сервис" признали банкротом, позже бремя выплат легло на сбытовые общества нефтяных компаний ряда регионов, на АЗС которых принимались топливные карты банкрота. По инициативе "Виакарда" 17 физических и юрлиц были привлечены к субсидиарной ответственности по долгам "Терминал Сервиса". В их числе оказались "Тверьнефтепродукт", "Татнефть-АЗС-Запад" и др.
Арбитражный суд Москвы 22 июля 2022 года в рамках банкротного дела "Терминал Сервиса" постановил взыскать в пользу "Виакарда" 6,5 млрд рублей компенсации за нарушение исключительных прав и неустойки (истец просил взыскать 28,4 (!) млрд). Это бремя также ложилось на сбытовые компании, что грозило им разорением. Расплачиваться пришлось бы имуществом, а кто по итогу стал бы новым собственником инфраструктуры - большой вопрос.
В ноябре 2022 года Девятый арбитражный апелляционный суд отменил это нашумевшее решение и отказал "Виакарду". Кстати, "Виакард" изначально отсудил у "Терминал Сервиса" более 95 млн рублей, включая задолженность за услуги процессинга в 0,8 млн. То есть реального долга было всего 800 тысяч, а остальное - штрафы. В питерских делах в 2016 и 2018 годах N А56-92673/2016, N А56-109086/2018 "Виакард" заявлял о взыскании штрафов и компенсаций на общую сумму более 5 млрд рублей за нарушения в отношении программно-аппаратного комплекса VIACARD.Proc, что, собственно, и послужило уходом "Терминал Сервиса" в банкротство. "Виакарду" показалось мало, и он решил в рамках уже банкротного дела "Терминал Сервиса" N А40-168513/2018 взыскать еще 28,4 млрд рублей штрафов и компенсаций за нарушения все с тем же программным обеспечением и терминалами.
Другие вердикты показывают, что доказательная база истцов разрушается. Апелляция установила, что выводы столичного арбитража о наличии у кредитора упущенной выгоды в сумме более 6 млрд рублей не соответствуют закону и обстоятельствам дела. Таких доходов у "Виакарда" за период, предшествующий разрыву договорных отношений с "Терминал Сервисом", не было. Размер вознаграждения за обеспечение транзакций в системе процессинга составлял незначительную сумму. Годовая прибыль "Виакарда" в среднем составляла 275 тысяч рублей. Доводы суда о необходимости взыскания компенсации в 5 млрд апелляция признала неверными и отметила, что доводы кредитора об утрате программного обеспечения из-за виновных и противоправных действий "Терминал Сервиса" надлежащими доказательствами не подтверждены.
Это ставит под сомнение и другие выводы, сделанные ранее судами. Апелляция указала, что заявленная кредитором утрата программного обеспечения была установлена исключительно на основании заявления самого кредитора и его собственной оценки (акта от 28.01.2019), что противоречит имеющимся в деле обстоятельствам нормального функционирования программно-аппаратного комплекса вплоть до февраля 2019 года. А не могут ли указанные события являться звеньями продуманной схемы, целью которой является многомиллиардное обогащение (с использованием правового института банкротства не по его предназначению) за счет сбытовых обществ нефтяных компаний? Об этом говорили и участники круглого стола, прошедшего в Госдуме.
Интересы кредиторов "Терминал Сервиса" представляет адвокатское бюро "Рустам Курмаев и Партнеры", управляющим партнером которого является Рустам Мусаевич Курмаев. А гендиректором и учредителем этого ООО значится Муся Курмаев. Он же гендиректор и учредитель ООО "РКК Капитал", еще одного участника разбирательства. Кроме "Виакарда" у "Терминал Сервиса" имеются другие кредиторы. В 2019 году "Виакард" уступил право требования части долга "Терминал Сервиса" компании "Кардпрофит", переуступившей долг "РКК Капиталу". В другом случае ООО "ВМ-ТрансЛогистик", включенное в третью очередь реестра требований кредиторов "Терминал Сервиса", переуступило долг ООО "СМТ", которое переуступило его "РКК Капиталу". В 2020 году суд принял решение о процессуальной замене "Виакарда" на правопреемника - ООО "Виатех". Будто кто-то "множил" кредиторов. Вишенка на торте: "РКК Капитал" до 28.12.2022 года числилось учредителем... ООО "Терминал Сервис" с долей 80%. Разобраться в такой схеме нелегко, и если бы кто-то захотел запутать суд, лучше способа, наверное, не придумать.
Среднесписочная численность работников "РКК Капитала" - 1 человек, "Виакарда" - 1 человек, "Виатеха" - 1 человек, "Кардпрофита" - 2 человека, "СМТ" - 3 человека... Такие "гиганты" претендуют на взыскание миллиардов со сбытовых компаний. В 2021-м по заявлению конкурсного управляющего "Терминал Сервиса" Марии Солтовец суд наложил обеспечительные меры. Это стало основанием для ареста имущества "СО "Тверьнефтепродукт" и других "субсидиарных должников", на год парализовавшего стабильную работу предприятий. В декабре 2022-го "Тверьнефтепродукт" добилось снятия обеспечительных мер, но недавно суд по апелляционным жалобам "РКК Капитала", "Виакарда" и Солтовец отменил это решение, вернув арест имущества.
По заявлениям "Тверьнефтепродукта" и "Сургутнефтегаза" были возбуждены уголовные дела на неустановленных лиц из числа работников компаний "Виакард", "РКК Капитал" и "Кардпрофит" по признакам приготовления к преступлению и подозрению в мошенничестве, совершенном организованной группой либо в особо крупном размере. Удивляет, что установить подозреваемых в компаниях с одним работником пока не удалось.
СМИ пишут, что еще не поставлена окончательная точка и в истории предполагаемого рейда на системообразующие предприятия России, в котором выигрыш из штрафов и компенсаций в 236 млн рублей с "Терминал Сервиса" предполагалось получить за счет оспоренных сделок на 1,3 млрд рублей с компаний "Тверьнефтепродукт", "Татнефть" и "Нефтьмагистраль". Сбытовикам остается надеяться на результат работы следственных органов.
"Мы имеем все косвенные признаки, что перед нами мошенничество, рейдерский захват и экономический терроризм", - резюмировал во время слушаний в Госдуме экономист Михаил Делягин. Возникает новый вопрос: а кто конечный заказчик "схемы", какова его цель - захват активов ради наживы или (а вдруг?!) подрыв экономики регионов России? Неужели мы станем свидетелями того, как ту же Тверскую область поразит дефицит бензина из-за банкротства основного игрока топливного рынка? Не каждый осмелится атаковать системообразующие предприятия.