Уровень жизни - один из ключевых показателей экономики, который касается каждого жителя страны, отмечает директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв. По итогам прошлого года снижение реальных (за вычетом инфляции) располагаемых доходов населения составило 1,4%, а реальной зарплаты - 1%, следует из основных экономических показателей Росстата, которые публикует "Российская газета".
По словам Широва, в одном макрорегионе - Уральском федеральном округе - показатели реальных доходов и зарплат продемонстрировали рост на 0,2 и 1,9% соответственно, а в Сибирском федеральном округе рост на 0,3% продемонстрировала реальная зарплата. Среди лидеров по доходам населения выделяются Кабардино-Балкария (5,6%), Татарстан (2,1%), Тюменская область (2%), Якутия (2,3%), Чукотка (3,1%). Из этого списка только Кабардино-Балкария не относится к сырьевым регионам, но в ней на фоне роста реальных доходов отмечается снижение реальной зарплаты. То есть рост доходов был достигнут за счет иных источников, прежде всего, социальных трансфертов, говорит Широв.
Вторым по значимости фактором, позволявшим противостоять кризисным тенденциям в части доходов населения, можно считать наличие в регионах значимых предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Почти все субъекты Федерации со значимой частью оборонки в структуре производства (Удмуртия, Владимирская, Иркутская, Свердловская, Тульская и Челябинская области) смогли обеспечить позитивную динамику реальной оплаты труда на фоне роста заказов на продукцию военного назначения, отмечает экономист.
Среди наиболее пострадавших - регионы, в которых активно развивалась автомобильное производство, добавляет Широв. Так, наибольший спад реальных зарплат (на 6,2%) зафиксирован в Калужской области, где обрабатывающее производство за счет спада в автопроме упало почти на 20%. В Самарской области реальные зарплаты снизились на 2,9% при спаде обрабатывающих производств на 6,8%.
Дальше многое будет зависеть от того, как будет использоваться имеющийся потенциал роста региональных экономик, считает Широв. "По-видимому, былого лидерства экспортно ориентированных регионов в 2023 году мы не увидим: снижение цен на мировых рынках и ограничения на экспорт будут этому способствовать. Устойчивость промышленных регионов с высокой компонентой ОПК, возможно, даже возрастет", - отмечает он.
Широв указывает, что рост инвестиций в основной капитал в Уральском и Дальневосточном федеральных округах в 2022 году превысил 10%. "Высокий рост инвестиций отмечался в Сибирском и Северо-Кавказском федеральных округах. Такая динамика позволяет рассчитывать на расширение потенциальных возможностей роста как в старопромышленных регионах, так и в тех регионах, где производственные мощности пока недостаточны. Именно от реализации этого потенциала и будет зависеть развитие российской экономики в ближайшие годы", - считает экономист.
В целом санкции на экономику, конечно, отразились на среднестатистическом гражданине, констатирует политолог Георгий Бовт. "В большей степени в этой ситуации проиграл больше всех так называемый средний класс. Те, кто совсем богаты, в основном вывели свои активы за границу, а на бедных слоях населения санкции практически не сказались", - считает он. Также, по словам Бовта, изменилась потребительская корзина: в среднем мы стали покупать более дешевые и менее качественные продукты. Многие отказались от приобретения ряда дорогостоящих услуг - например, зарубежного туризма, покупки автомобиля, отмечает он.
По мнению Бовта, пока что главная опасность для российской экономики заключается в закрытии доступа к западным технологиям. Также одним из ее слабых мест остается неравномерность развития регионов страны (ярче всего это показывает статистика Росстата по промышленному производству). При этом способность российской экономики выдержать произошедший санкционный удар однозначно можно назвать ее сильной стороной, уверен Бовт.