По их расчетам цена на нефть Urals к концу марта составила 55 долларов за баррель, то есть выросла относительно февраля на 5 долларов. При этом цена Brent, наоборот, опустилась, а дисконт на российскую нефть сократился с более чем 30 долларов в феврале до 20-25 долларов за баррель в марте.
Основными покупателями российской нефти и автомобильного топлива в марте стали Китай, Индия, Турция и ОАЭ.
Причем на третьей неделе марта Турция и ОАЭ в основном закупали нефтепродукты (почти на 250 и 200 млн евро, соответственно), а не сырую нефть. Обе страны имеют достаточные собственные мощности переработки, и ясно, что покупаемое топливо будет либо перепродаваться, либо замещать местное сырье на внутреннем рынке, которое в свою очередь отправится на экспорт.
Схожую статистику дает аналитическая компания Vortexa, которая ожидает в марте рекордный объем экспорта дизельного топлива из России. По ее данным, большая часть его ушла в Турцию, а остальной экспорт распределился между Марокко, Бразилией, Тунисом и Саудовской Аравией.
Как отмечает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов, рост поставок российской нефти и нефтепродуктов в дружественные страны связан в первую очередь с переориентаций экспортных потоков с Запада на Восток и Юг. По словам вице-премьера Александра Новака практически весь экспорт удалось перенаправить, осталось найти покупателей лишь на 0,3-0,4 млн баррелей в сутки. Что же касается поставок российской нефти и нефтепродуктов в Саудовскую Аравию, то он связан именно с высоким дисконтом и перепродажей сырья в европейские страны, так как для внутреннего потребления у этой страны достаточно своих энергоносителей, она является крупнейшим мировым экспортером нефти.
По мнению руководителя Центра развития энергетики (Центр РЭ) Кирилла Мельникова, рост поставок нефтепродуктов в Турцию и ОАЭ связан, в первую очередь, с их перевалкой в этих странах в более крупные танкеры для дальнейшей отправки в Азию. Вероятно, часть объемов из Турции попадает в Европу после смешивания с топливом нероссийского происхождения, но сложно оценить конкретные обьемы.
При этом рост экспорта сырой нефти Мельников связывает с началом ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) в нашей стране и все еще низким сезонным спросом на топливо в России. Это подтверждают данные Росстата, которые фиксируют снижение объемов производства дизельного топлива с конца февраля этого года.
А вот в отношении уменьшения дисконта на российскую нефть мнения экспертов разнятся. Мельников считает, что оно вызвано ростом спроса на нефть в Индии, а также более активными закупкам Urals со стороны китайских госкомпаний, которые в 2022 году не слишком стремились покупать морские партии этой марки. Российская нефть все еще остаётся дешевле аналогов, что будет поддерживать спрос на нее в Азии. Мы не имеем достаточных данных, чтобы делать самостоятельные выводы о средней цене поставок, но цена в 55 долларов за баррель, на которую ссылаются CREA, выглядит достаточно правдоподобной.
С точки зрения Чернова, снижение дисконта происходит, так как уже с апреля в нашей стране начнут действовать новые правила расчета налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для нефтяных компаний. Нововведения будут ограничивать возможные скидки на цену сорта Urals, а именно его стоимость используется при расчете платежей компаний в бюджет. Поэтому нефтяники начинают снижать дисконт на этот сорт.
По нашим расчетам, стоимость Urals на бирже в марте 2023 года на сегодняшний день составляет около 53 доллара за баррель, уточняет Черно. Но по итогу месяца она будет выше, так как к концу марта котировки торгуются на 10-15% выше, чем в середине месяца. В апреле дисконт должен продолжить сокращаться, поскольку с апреля заработают новые меры расчета НДПИ. Ранее Александр Новак говорил, что полноценный эффект от этих мер будет достигнут во втором полугодии 2023 года.
Мельников также ожидает продолжение сокращения дисконта на Urals в апреле. Но эксперт отмечает, что гарантии роста цены Urals в абсолютных цифрах нет, поскольку это будет зависеть от динамики котировок Brent. А они, в свою очередь, продолжат испытывать сильное влияние действий Федеральной резервной службы (ФРС) США и Европейского центрального банка (ЕЦБ): дальнейшее повышение ставок может спровоцировать кратковременное снижение цен на сырье, считает Мельников.