В первой половине дня режим Зеленского не рискнул применять силу к насельникам и пастве, пришедшей в лавру. Больше тысячи человек собрались здесь рано утром до рассвета на молебен: великопостное утреннее богослужение в небольшом Крестовоздвиженском храме начиналось в 6.30 утра. После начались акафист Успению Божией Матери и литургия Преждеосвященных даров с участием митрополита Онуфрия. Братия избрала единственную доступную им и заранее оглашенную форму сопротивления беззаконию нацистов - непрерывный молебен. Храм мог вместить не всех, и сотни людей остались на улице под холодным весенним дождем, многие молились на коленях.
Распорядок молебнов в храме Всех преподобных Печерских, Крестовоздвиженском, храме Агапита Печерского и храме Иконы Божией Матери - тех, откуда УПЦ еще не изгнана, расписан до субботы, их трансляция ведется на сайте монастыря. Но только от Зеленского и компании зависит, как долго они продлятся.
Среда - лишь день в календаре, в течение которого монахи должны были покинуть лавру в соответствии с предписанием историко-архитектурного заповедника и министерства культуры, расторгших в одностороннем порядке договор бессрочной аренды территории монастыря между УПЦ и кабинетом министров Украины. Договор этот, напомним, был заключен еще с правительством Николая Азарова. Вот только конкретный час вступления бесов на святую землю в приказах минкультуры не указан.
В теории "комиссия по приему-передаче имущества государственному учреждению" должна начать инвентаризацию имущества лавры уже в четверг с утра. Три этапа приемки и конкретные объекты, включая "асфальтную дорожку" и общественные туалеты, указаны в очередном письме минкультуры, опубликованном украинскими СМИ.
Но до захода солнца применять силу к монахам и прихожанам режим Зеленского все-таки не рискнул. Он попытался в своей безграмотной, балаганной и бесовской манере их уговаривать. "Я хочу напомнить, если вы говорите, что все, что происходит в мире, это рука Бога, так и считайте, что это рука Бога делает, - то, что на сегодняшний день там происходит. Вы же не пререкаетесь с Богом? Вот, Бог так решил, что 29-го числа должны покинуть эту обитель", - заявил глава местного Совбеза Алексей Данилов в эфире радиостанции "Новое время", принадлежащей представителю Джорджа Сороса на Украине Томашу Фиале.
Кого именно считает "богом" Данилов, из этой тирады решительно непонятно. То ли Зеленского, то ли министра культуры Ткаченко, то ли себя самого? Зато очевидно, что собственно к Богу никто из перечисленных и сотен оставленных за скобками киевских деятелей ни малейшего касательства не имеет. Вряд ли Вседержитель придумал бы устраивать в тысячелетнем храме, буквально на кладбище, вблизи пещер с мощами святых - "выставки, экспозиции и концерты". Именно так - как место увеселения и досуга, видит будущее лавры тот самый министр Ткаченко, большой специалист по устроительству песенных телешоу, дискотек и концертов "95-го квартала".
Странно, но только за неделю до назначенного срока, после унизительного стояния членов синода во дворе офиса Зеленского, УПЦ решила прибегнуть к юридическим способам отстаивания своих прав. Адвокат лавры протоиерей Никита Чекман рассказал, что еще 23 марта УПЦ подала исковое заявление о недопустимости расторжения договора аренды с заповедником в одностороннем порядке, а также прошение об обеспечении иска. Правда, за прошедшие дни уже три судьи под разными предлогами - больничный, самоотвод, нарушение специализации - отказались рассматривать заявление по существу. Зато после выселения - сомнений в котором, признаться, немного - УПЦ сможет утешаться своей юридической правотой и рассчитывать в будущем на возвращение в лавру, в чем сомнений нет никаких. В том и дело, что Киево-Печерская лавра за свою историю видела всяких захватчиков. И клоунов-нацистов, без сомнения, переживет.
Также УПЦ обратилась с заявлением о дискриминации в ООН. Дискриминация состоит в том, что власти прямым текстом выставляют монахам условие - переход в раскольническую ПЦУ, смена веры, и тогда никто их не будет трогать. "Такие условия являются шантажом. Шантажом и террором священнослужителей и верующих православной церкви", - считает протоиерей Чекман.
Пока же однозначные слова поддержки УПЦ получила только от одной сестринской церкви - Сербской. В обращении патриарха Сербского Порфирия говорится, что УПЦ - "единственная каноническая и легальная православная Церковь на Украине, признаваемая всеми православными Церквями мира", а вот "нелегальная парасинагога (ПЦУ. - Ред.) может стать Церковью только через покаяние и каноническую процедуру, а не росчерком чьего-то пера". "Решение нынешнего государственного руководства Украины об изгнании митрополита Онуфрия, монашеской братии и духовной академии из лавры является ни чем иным, как синонимом ужасающего государственного террора против Церкви, а также грубейшим нарушением ее основных прав, религиозной свободы и свободы совести в целом", - заявил патриарх Порфирий.
Впрочем, слова в защиту УПЦ прозвучали вчера от представителей Антиохийской и Православной церкви в Америке. Но именно от "представителей", предстоятели пока молча наблюдают за торжеством бесов в Киеве.
Сложно сказать, как долго монахи и лаврская паства смогут противостоять беззаконию. Вспоминается в этой связи эпизод последнего майдана, когда православные монахи встали с крестом между "Беркутом" и беснующейся толпой на улице Институтской. Хватило их почти на неделю. Правда, тогда за их спиной были бойцы спецназа, защитники какого-никакого, но закона. Сейчас они в окружении боевиков, в стране, забывшей не только светские, но и Божеские законы.
Зеленский высмеивал политику Порошенко, хотя сам ведет дело к закрытию церкви
Аркадий Малер, философ, богослов:
- За Владимира Зеленского голосовали очень многие пророссийски ориентированные люди, православные прихожане Украинской православной церкви Московского патриархата и монахи Киево-Печерской лавры. Потому что считали, что хуже Порошенко уже ничего быть не может, это абсолютное зло. Когда дело дошло до создания ПЦУ и диктатуры Порошенко, все ухватились за надежду, что придет новый президент и хотя бы вернет статус-кво. И этим президентом был Зеленский. Думали: пусть он будет кем угодно - клоуном, проходимцем, человеком, быстро заработавшим и убежавшим на Запад, но он хотя бы не будет трогать Церковь. И эти надежды были небезосновательными. Выступая в своем "95-м квартале", Зеленский иронизировал над политикой Порошенко в отношении Церкви - высмеивал и показывал ее неактуальность.
Что он пойдет на то, что объективно выглядит колоссальной политической ошибкой - сталкивание одной Церкви с другой на своей территории - казалось невероятным. Но к удивлению очень многих - и моему величайшему удивлению тоже, - он на это пошел. Такая политика Порошенко уже никого не удивляла, но когда на это пошел Зеленский, стало ясно, что это просто линия украинского государства. И она неизменима. Пока существует суверенная Украина, она будет существовать как антироссийское государство. Никакой самостоятельности там нет, и она может быть только исключительно заложником западного влияния.
Сейчас Зеленский зашел уже дальше, чем Порошенко. И просто ведет ситуацию к запрету Украинской православной церкви.
Мне трудно представить, что Зеленский с его сегодняшней почти террористической агрессией вдруг станет учитывать советы ООН (авторитет которой сильно пошатнулся еще со времен бомбежек Сербии в 1999 году), мнение Папы Римского или кого-то из Всемирного совета церквей.
Ясно, что в отношении церкви он решил продолжить политику Порошенко гораздо более радикальным образом. Один язык - украинский и одна украинская церковь.
При этом видно, что Зеленский вообще ничего не понимает в церковных делах, ему просто нужна своя карманная государственная церковь, делающая все, что ему нужно. Он не понимает что Поместная православная церковь не может быть утверждена росчерком пера, что это очень сложный и долгий процесс.
Деяние Константинопольского патриархата, учинившего раскол и создавшего структуру ПЦУ, большинство Поместных православных церквей так и не признало. Признают ПЦУ только церкви греческие. Ни одна негреческая не признает ее до сих пор при всем политическом давлении, которое на них оказывают. Потому что это вопрос канонов. Не государственного права, не международных отношений - но канонов. Для церкви - сверхважных.
Но Зеленский человек вообще неверующий, и окружение у него такое же, поэтому для них вопроса канонов не существует. И возникает просто дистилированный случай попытки уничтожить Церковь националистическим государством. Потому что в глазах националистического государства она просто идеологическая обслуга.
Я думаю, что дальше все будет хуже и хуже, пока эта территория полностью не присоединится к России.
У этой ситуации, конечно, есть исторические аналогии. Это попытка Генриха VIII создать себе свою Англиканскую церковь, карманную, обслуживающую власть и не педалирующую вопрос догматов. Посмотрите фильмы про Генриха VIII.
И, конечно, это напоминает попытку советской власти создать обновленческую церковь. Она кончилась ничем. Когда Германия напала на СССР, власть сразу поняла, что ее проект совершенно бессмысленный, и Сталину пришлось идти на уступки в отношении реальной церкви. ПЦУ, как и обновленческая церковь - искусственный проект. Но это не значит, что недолговечный. Он может существовать и долго, но будет держаться не на естественных органических связях, а на искусственном давлении. Как только исчезнет власть, ее создавшая, исчезнет и раскольническая церковь на Украине.
Подготовила Елена Яковлева