Екатерина Валерьевна, в чем суть медицинской реабилитации, которая особенно необходима людям, страдающим хроническими, сердечно-сосудистыми и онкозаболеваниями, перенесшим вирусную инфекцию, травмы?
Екатерина Каракулина: Это поддержание, повышение качества повседневной жизни. И такое возможно при одном непременном условии: медицинская реабилитация должна быть неотъемлемой частью системы здравоохранения.
Ранее были отдельные направления, связанные с восстановлением утраченных функций у пациента. Массаж, рефлексотерапия, физиотерапия, лечебная физкультура, долечивание... Где? Как правило, в санаториях, в которые далеко не все попадали и для которых сам соискатель реабилитации был мало известен. Между тем реабилитация, как и лечение, требует индивидуального подхода. Системности.
Впервые само понятие "медицинская реабилитация как составляющая медицинской деятельности" заявило о себе в 2012 году. А 1 января 2021 года вступили в силу новые Порядки организации медицинской реабилитации взрослых и детей. Они, в частности, предусматривают маршрутизацию пациента в зависимости от тяжести его состояния. Реабилитация разделена на три этапа. Первый - в отделениях ранней медицинской реабилитации. Второй этап - в стационарных условиях. Третий - в отделениях дневного стационара и в амбулаторных отделениях медицинской реабилитации.
Вряд ли кто может конкурировать с количеством предложений о проведении реабилитации от всех недугов. Предложений, исходящих... от кого? Можно угодить к такому "специалисту", что мало не покажется. Кто имеет право проводить медицинскую реабилитацию?
Екатерина Каракулина: Очень сложный вопрос. Проще всего сказать: специально подготовленный для ее оказания (извините за тавтологию) специалист. Дело в том, что для успеха в этом сложнейшем процессе требуется комплексная работа команды врачей и среднего медицинского персонала. С 2018 года впервые установлены требования к ним. В 2020 году разработан и утвержден профессиональный стандарт "Медицинская сестра по реабилитации". А с 1-го сентября 2025 года в состав мультидисциплинарных реабилитационных команд смогут входить: врач по физической и реабилитационной медицине; врач по медицинской реабилитации; специалисты по физической реабилитации; по эргореабилитации; медицинский психолог; врач-психотерапевт; медицинский логопед; медицинская сестра по медицинской реабилитации; медицинская сестра палатная...
Екатерина Валерьевна, вы из мечтателей? Такие кадры есть?
Екатерина Каракулина: Мечтать не возбраняется. Но стремимся к тому, чтобы мечтания стали былью. В 2020-2022 годах почти три тысячи специалистов прошли обучение по программам дополнительного профессионального образования по специальности "Физическая и реабилитационная медицина".
И сколько сейчас организаций, в которых можно пройти настоящую медицинскую реабилитацию?
Екатерина Каракулина: По данным Росздравнадзора, в 2022 году лицензию на нее имеют более 2,5 тысячи медучреждений, значительная часть которых - государственные. А по информации Федерального фонда ОМС, в 2022 году такую помощь оказывают 1693 медицинские организации.
Отрадно, что ситуация меняется. Но, согласитесь, кадровая проблема не единственная?
Екатерина Каракулина: Не единственная. Явный дефицит коечного фонда. Мягко говоря, скупое оснащение центров и отделений медицинской реабилитации. Отсутствие удобных для граждан информационных ресурсов о программах реабилитации. Отсутствие единой цифровой платформы организаций, ее осуществляющих. Хотя какие-то подвижки и тут есть. В прошлом году впервые создан раздел "Реабилитация" на портале госуслуг. Там подробная информация о реабилитационных программах, о маршрутизации пациентов в каждом регионе.
В январе 2022 года стартовал федеральный проект "Оптимальная для восстановления здоровья медицинская реабилитация". Он предусматривает к 2024 году оснастить реабилитационным оборудованием 90 процентов отделений и центров.
Полагаете, выполнение Федерального проекта позволит на 10-15 лет продлить годы активного долголетия? С тех же 65 лет до 80 лет?
Екатерина Каракулина: Очень на это рассчитываем. Позволю еще несколько цифр. Снизится уровень первичной инвалидности почти на 10 процентов. А это к 2030 году коснется почти 70 тысяч человек в год. Сократятся сроки временной потери трудоспособности. Важно, что в федеральный проект вовлечены организации и регионального, и федерального уровней. Потому не имеет значения, где живет пациент. Обязателен единый подход, единые требования.
Сейчас это особенно важно, актуально. В грамотной, результативной реабилитации нуждаются раненые, нуждаются пострадавшие в специальной военной операции. Видела, как на высочайшем уровне ее оказывают в госпитале имени Мандрыка в Москве. Госпиталь - в основном для раненых, для участников военных действий. Но страдает и мирное население. Не только от ран, травм. Обостряются хронические заболевания, накатываются стрессы... И не важно, что минздрав не военное ведомство...
Екатерина Каракулина: Безусловно! Здоровье, его охрана, сохранение, восстановление - вне всяких ведомств. Разрабатываются, действуют программы реабилитации участников СВО. У нас есть опыт создания специальных программ по диктату времени, ситуации.
В пример могу назвать некоторые задачи реабилитации пациентов, перенесших коронавирусную инфекцию. Это восстановление функции внешнего дыхания, толерантности к физическим нагрузкам. Это коррекция нутритивных нарушений, мышечной слабости, когнитивных нарушений. Это повышение психоэмоциональной стабильности, включая преодоление стресса, беспокойства или депрессии. Это коррекция нарушений сна, увеличение повседневной активности.
И для этого, как я поняла, не обязательна госпитализация в стационар. А в поликлиниках бесплатная реабилитация возможна?
Екатерина Каракулина: Впервые Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи с 2022 года предусмотрены нормативы финансовых затрат и нормативы объема оказания медицинской помощи по медицинской реабилитации в амбулаторных условиях.
Очень рассчитываем на повсеместность действия такой программы. Мы на пороге сезона отдыха. Самое время для восстановления здоровья. Солнце, пляжи, шоколадный загар... От такого невозможно отказаться. И никакие страшилки о вреде чрезмерного увлечения солнечными лучами не действуют. Последствия? Они в общем-то известны. Сейчас о другом. Когда-то давно на пляжах при домах отдыха, санаториях не гремела музыка. Зато обязательно был медработник-"надзирающий", который по мегафону время от времени просил отдыхающих "поменять положение тела", дабы не случился ожог. Может, стоит вернуться к такому правилу? И чтобы касалось оно не только детских и специализированных здравниц. Не только тех, кому требуется медицинская реабилитация.
Екатерина Каракулина: Предложение в тему. Не только медицинская реабилитация, но само сохранение здоровья - важнейшая составляющая системы здравоохранения.