Сейчас Минск вместе с деревнями-соседями Пристань и Большой Кантат относится к сельсовету, расположенному в поселке Российка Большемуртинского района. К Российскому сельсовету, проще говоря.
Здесь на 600 жителей есть своя школа, почта, отделение банка, фельдшерско-акушерский пункт, клуб и даже пансионат для пожилых людей. В самом центре поселка красуется современная детская площадка.
В деревню Минск, что всего в пяти километрах, глава Российского сельсовета Федор Борисенко ездит по первому зову жителей. Да и как иначе, если он и сам белорус по отцу.
- Папа приехал в Красноярск в конце 50-х - строить мост через Енисей. Здесь он женился на маме-сибирячке, потом родители переехали жить в Белоруссию, в деревню Иванищевичи Славгородского района Могилевской области, где я и родился. В Сибирь - так получилось - я вернулся будучи уже подростком. Теперь обитаю в Российке.
В Беларуси у Федора Владимировича остались два сводных брата и сестра. Один из братьев живет в Минске, второй - в Толочинском районе Витебской области, сестра - в Бресте.
- Общаемся постоянно, и по телефону, и в соцсетях. А вот съездить в гости все никак не получается - работа не отпускает, - вздыхает глава Российского сельсовета. - Но я свои две родины никогда не разделял, ведь мы - один народ. Так что, переехав из Беларуси в Сибирь, никаких неудобств не испытывал. Единственное, долго не мог привыкнуть, что здесь квашеную капусту принято замораживать на зиму в кадушках прямо на улице. Ну так и морозы тут не чета белорусским. Конец марта по календарю, а снег и не думает таять...
Деревня Минск действительно утопает в сугробах. На ветках вековых сосен пушистые снежные шапки. Правда, дорога вдоль двух здешних улиц - Новой и Нагорной - аккуратно расчищена грейдером.
К слову, в свое время вслед за белорусами в Минск начали прибывать и переселенцы из Чувашии. Поэтому в деревне всегда было много межэтнических браков. Одна из бывших жительниц Чувашии - 81-летняя Алевтина Прокопьевна Сецко, приехавшая сюда в поисках работы в далеком 1973-м.
- Помню, меня председатель спрашивает: "Ты к нам надолго?" А я: "В Минск? Навечно!" Так и получилось, - говорит пожилая женщина. Здесь она встретила свою любовь - белорусского парня Григория, здесь родила троих детей. Двоих сыновей уже нет в живых, дочь живет в Красноярске. Зовет маму к себе, но Алевтина Прокопьевна непреклонна: "Тут мой Гриша похоронен, тут дети лежат, куда я от своего Минска, от моей родной земли, денусь?"
Как она вспоминает, в белорусской семье мужа ей жилось легко: "Выговор, конечно, немножко отличался от нашего, и диалектные слова часто звучали, "чапельник", например, помню, это такая ручка от сковороды. Но это совсем не помешало нам с Гришей прожить 40 лет душа в душу. До сих пор напеваю любимую Гришину народную белорусскую песню "Ой, летят гуси" - и плачу..."
Через несколько дворов от Алевтины Григорьевны живет 69-летний Александр Антонович Шпак. "Шпак" по-белорусски означает скворец. Белоруской у него была мама, хотя сам пенсионер категорически против разделения на народности: "Мы все едины!" Но на вопрос, будет ли он 2 апреля отмечать праздник, отвечает утвердительно: "Обязательно рюмочку налью!"
Раньше в Минске насчитывалось до двухсот дворов. Сейчас в деревне осталось около 60 человек, в основном пенсионного возраста. Остальные перебрались поближе к "огням большого города". Хотя многие дома, которые покинули их обитатели, целы до сих пор - крепкие срубы переселенцы-белорусы ставили на века. Возле одного из дворов стоит трактор "Беларусь", старый, чиненный уже не раз, но на ходу. В этом доме живет семья Мальцевых, у них большое хозяйство - коровы, овцы, гуси...
- Мы его десять лет назад купили, в деревне ж без трактора никуда! - похлопывает "Беларусь" по колесу 26-летний Дмитрий Мальцев. - Прекрасная машина! 1976 года выпуска, а до сих пор резво бегает, настоящий помощник! Мы на нем воду возим.
У Дмитрия забот полон рот, болтать с заезжим корреспондентом ему некогда. Родители уехали в райцентр, оставив парня "на хозяйстве". На прощание говорит: "У нас тут недавно фермер обосновался. Может, со временем и еще люди подтянутся, опять расцветет наш Минск. Очень на это надеюсь!"
В конце XIX - начале XX века, во время Столыпинской аграрной реформы в Российской империи, власти активно переселяли белорусских крестьян в Сибирь для освоения земель. С 1885 по 1915 год сюда переехало более 600 тысяч белорусов, которые образовали ряд поселений с названиями, заимствованными у белорусских населенных пунктов, в том числе и Минск. На территории Большемуртинского уезда первые белорусы появились в 1907 году.
Населенный пункт был назван в честь столицы Беларуси - Минска, который и в годы появления деревни был достаточно крупным городом. Первые жители деревни были выходцами из Гродненской, Минской и Могилевской губерний.
Белорусы приезжали сюда и в 1930-е годы, желая заниматься ремесленничеством, что было трудно в условиях коллективизации, активно проводившейся в Белорусской ССР. В 1950-е годы в Минске поселились уроженцы Чувашии, большинство из которых приехали сюда на заработки. В 1980-е годы жители маленького Минска выращивали пшеницу и овощи для снабжения строителей Норильского металлургического комбината.