Игорь Вадимович, когда в Северной столице может быть побежден дефицит соцобъектов?
Игорь Креславский: Уже в ближайшее время. В прошлом году за счет адресной инвестиционной программы мы построили 21 социальный объект, в этом году намечено 28. Так что дефицит сокращается, причем довольно быстрыми темпами. Наша главная задача - не допустить появления новых проблемных точек. Поэтому все проекты по новому жилищному строительству мы проводим через градостроительную комиссию, по итогам которой решается, какие социальные объекты должны возвести застройщики одновременно с планируемыми ими домами. Эти объекты они безвозмездно передают городу.
Есть ли какой-то стандарт?
Игорь Креславский: Каждый проект рассматривается индивидуально, изучается, какие социальные объекты необходимы в конкретной локации. Чаще всего это школы, детские сады, участки улично-дорожной сети. Если проект крупный, то может быть предложено возвести поликлинику. То есть комиссия рассматривает новое строительство под таким углом, чтобы по его окончании жильцы не столкнулись с нехваткой социальной инфраструктуры.
У нас все предельно прозрачно. Условия реализации обсуждаются до начала строительства. Если компанию все устраивает, она приступает к работам. Если застройщик не готов к такому формату, это его право. Строительный рынок Петербурга достаточно конкурентен, поэтому компании, готовые заниматься социальными объектами при возведении жилых кварталов, у нас есть.
Объем социальной инфраструктуры, возводимой на внебюджетные средства, в первую очередь за счет застройщиков, достаточно велик. Например, в прошлом году частным бизнесом было построено 20 детских садов, пять школ, одна совмещенная школа-детский сад, две встроенных поликлиники, один физкультурно-оздоровительный комплекс и один участковый пункт полиции.
В Санкт-Петербурге еще остались объекты, где дольщики не получили свои квартиры. Когда могут быть достроены эти дома?
Игорь Креславский: Четыре года назад у нас было более 50 недостроенных домов общей площадью около миллиона квадратных метров. Сейчас осталось всего три жилых комплекса площадью 51 тысяча "квадратов". По ним приняты управленческие решения, и в этом году мы закроем проблему обманутых дольщиков. В прошлом году, к слову, в строй было введено восемь таких многоквартирных домов.
Раньше комитет по строительству предупреждал граждан о проблемных объектах, велся специальный реестр. Обновляется ли он сейчас?
Игорь Креславский: Сейчас в нем числятся пять объектов, среди которых три жилых дома. В этом реестре нет ни одного дома, который бы строился за счет проектного финансирования. Я считаю, что это лучший показатель эффективности данной системы, поскольку застройщики обеспечены финансами на весь срок возведения дома, то есть они не зависят от продаж. Раньше такая зависимость была тотальной, при спаде продаж некоторые компании не могли продолжить возведение объектов, стройка останавливалась, а затем и вовсе прекращалась. Сейчас, даже если спрос временно снизился, компания все равно продолжает строить по графику.
Текущая ситуация на рынке жилья изменила ли требования к подрядчикам? Появились ли поблажки?
Игорь Креславский: Требования к компаниям остались неизменными. Что такое бюджетное строительство по своей сути? Это возведение социальных объектов, которые имеют огромное значение для города, для его жителей. Какие могут быть поблажки, например, при строительстве детского сада? Очевидно, что он должен быть сдан в срок, качество строительства должно быть на высоком уровне. Поэтому требования к подрядным организациям высокие на всех этапах, как до начала строительства, когда ведется конкурсная процедура, так и в процессе возведения объекта.
Все требования прописаны в законе. Например, у компании должен быть опыт возведения объектов по госзаказу, и они должны быть уже введены в строй, только тогда можно заявиться, например, на строительство детского сада или поликлиники.
Критерии достаточно четкие, они прекрасно известны всем участникам рынка. Если компания понимает, что она подходит под условия и ее все устраивает, то она подает заявку на конкурс.
Сейчас законодательство позволяет менять смету социального объекта уже после заключения контракта. Пользуются ли подрядчики этим правом?
Игорь Креславский: Да, в рамках адресной инвестиционной программы корректировка бюджета проходит в рабочем режиме. Но подрядчик не может по своей воле взять и изменить смету. Итоговую цену объекта подтверждает экспертиза. В каждом случае это индивидуально. Значительные корректировки возникают, когда застройщик берется за объект, по которому документация была подготовлена давно, например пять-семь лет назад. За это время произошли существенные изменения в нормативной базе, в том числе и в части требований к объектам, изменились цены на работы и стройматериалы. Если объект новый, то корректировка оказывается меньше.
Строятся ли по адресной инвестиционной программе высокотехнологичные объекты?
Игорь Креславский: Конечно. Наша большая гордость - это больничные корпуса, построенные по принципу трансформеров. В частности, такие корпуса были возведены для госпиталя ветеранов войн, больницы Святого Георгия, Александровской больницы, больницы Святителя Луки. Проектировали их наши петербургские специалисты, строительство шло в разгар пандемии. Как все помнят, тогда нужно было очень много коек в инфекционных стационарах. Встал вопрос о том, как это сделать. Мы решили не создавать временные сооружения, а сразу пошли по пути строительства капитальных корпусов. Особенность этих зданий в том, что их легко можно перепрофилировать. В пиковые периоды пандемии там оборудуют ковидный госпиталь, а при стабилизации обстановки объект оперативно превращается в обычный лечебный корпус. Таким образом, построив эти объекты, мы решили две задачи: с одной стороны, предоставили, когда это было нужно, места для инфекционного стационара, с другой стороны, закрыли вопрос с больничными местами, необходимость в которых растет. А эти здания простоят минимум сто лет.
В каких объектах больше всего заинтересован город?
Игорь Креславский: У нас большая адресная инвестиционная программа, там есть объекты медицины, школы, детские сады, спорткомплексы, пожарные депо, объекты культуры и транспортной инфраструктуры, жилые дома - в общем, сотни объектов, которые еще предстоит построить. В Петербурге ежегодно возводят около трех миллионов квадратных метров жилья, в котором нуждаются горожане. А наша задача - добиться того, чтобы люди, справив новоселье, получали не просто жилплощадь, но и полноценную инфраструктуру, которая обеспечивала бы высокое качество жизни.