Задача, которую поставили власти Парижа перед архитекторами, заключалась в том, чтобы "изучить возможность возведения на Марсовом поле железной башни с квадратным основанием, 125 метров в поперечнике и 300 метров в высоту". Среди 107 проектов были выбраны предложения ученого и предпринимателя Гюстава Эйфеля, инженеров Мориса Кохлина и Эмиля Нугье и архитектора Стивена Совестра, говорится на официальном сайте администрации главной достопримечательности Парижа.
Эмиль Нугье и Морис Кехлин, два главных инженера компании Эйфеля, еще в июне 1884 года придумали очень высокую башню. Она должна была иметь форму большого пилона с четырьмя колоннами решетчатых несущих балок, разделенных у основания и сходящихся вместе. Наверху предполагалось соединить их друг с другом металлическими балками через равные промежутки.
Проект башни был смелым расширением этого принципа до высоты 300 метров, что эквивалентно символической цифре 1000 футов. 18 сентября 1884 года Эйфель зарегистрировал патент "на новую конфигурацию, позволяющую строить металлические опоры и пилоны, способные достигать высоты более 300 метров". Вопреки расхожему мнению, сам Гюстав Эйфель не проектировал башню.
Чтобы сделать проект более приемлемым для оценки общественного мнения, Нугье и Кехлин поручили архитектору Стивену Совестру поработать над внешним видом проекта. Совестр предложил каменные постаменты для ножек, монументальные арки, соединяющие колонны и первый уровень, большие залы со стеклянными стенами на каждом уровне, дизайн в форме луковицы для вершины и различные другие декоративные элементы для украшения всей конструкции. В конце концов проект был упрощен, но некоторые элементы, такие как большие арки в основании, были сохранены, что отчасти придает башне ее очень характерный и выразительный вид. Власти Парижа планировали снести ее через 20 лет, выдав концессию фирме Эйфеля на этот срок. Однако Эйфель умело разместил в башне радиоантенну и беспроводной телеграфный передатчик, и правительство в конце концов решило, что сносить ее нельзя. Ценность башни в отправке и получении беспроводных сообщений, особенно для французских военных, вынудили город возобновить концессию Эйфеля, когда срок ее действия истек в 1909 году. Сегодня более 100 антенн на башне передают радио- и телепрограммы по всему миру.
Элементы конструкции были изготовлены на фабрике архитектора
Сборка опор началась 1 июля 1887 года и завершилась через двадцать два месяца. Все элементы были изготовлены на фабрике Эйфеля, расположенной в Леваллуа-Перре на окраине Парижа. Каждая из 18 тысяч деталей, использованных для строительства башни, была специально спроектирована и рассчитана, прослежена с точностью до десятой доли миллиметра, а затем собрана вместе, образуя новые части примерно по пять метров каждая. Команда строителей, которые работали над великими проектами металлических виадуков, отвечала за сборку этого гигантского монтажного комплекса. От 150 до 300 рабочих круглосуточно трудились на месте возведения башни.
Сначала детали собирались на заводе с помощью болтов, а затем одна за другой заменялись заклепками, которые сжимались во время охлаждения, обеспечивая очень плотную посадку. Для каждой собранной заклепки требовалась команда из четырех человек: один, чтобы нагреть ее, другой, чтобы удерживать ее на месте, третий, чтобы придать форму головке, и четвертый, чтобы забить ее кувалдой. Только треть из двух с половиной миллионов заклепок, использованных при строительстве башни, была вставлена непосредственно на месте, уточняется на ее официальном портале. Стойки опирались на бетонный фундамент, установленный на несколько метров ниже уровня земли поверх слоя утрамбованного гравия. Каждая угловая кромка опиралась на свой опорный блок с помощью давление от 3 до 4 килограммов на квадратный сантиметр, и каждый блок соединялся с другими стенками.
Со стороны Сены строители использовали водонепроницаемые металлические кессоны и закачивали в опоры сжатый воздух, чтобы они могли работать ниже уровня воды. 7 декабря 1887 года была завершена стыковка основных частей до первого яруса. Отсеки башни транспортировались наверх паровыми кранами, которые сами поднимались на башню по ходу движения с помощью полозьев. При проектировании одноименной башни Эйфель предусмотрел для себя наверху частную студию, где он принимал известных гостей, таких как Томас Эдисон. С тех пор она была преобразована в воссозданный офис Эйфеля с восковыми фигурами его самого, его дочери и Эдисона и открыт для публики, сообщает портал Travel and Leisure. Эйфель, заядлый ученый, разместил метеорологическую лабораторию на третьем этаже башни, где он проводил исследования в области физики, аэродинамики и построил аэродинамическую трубу. Эйфель открыл двери лаборатории для других ученых, которые также могли использовать их для своих экспериментов.
Мопассан назвал башню "основанием для памятника Циклопу"
Еще до окончания строительства башня уже была предметом многочисленных споров, против ее возведения выступали лучшие люди Франции. "Протест против башни мсье Эйфеля", опубликованный в газете Le Temps и адресованный директору Всемирной выставки мсье Альфану подписали несколько громких имен из мира литературы и искусства, в том числе Шарль Гуно, Ги де Мопассан, Александр Дюма-младший. Другие критики еще больше развили яростную обличительную речь, бросая такие оскорбления, как: "этот поистине трагический уличный фонарь" (Леон Блуа), "этот каркас колокольни" (Поль Верлен), "эта мачта из железного гимнастического аппарата, неполная, спутанная и деформированная" ( Франсуа Коппе), "этот гигантский неуклюжий скелет на основании, который выглядит построенным для несения колоссального памятника Циклопу, но который просто сужается до нелепой тонкой формы, как фабричная труба" (Мопассан).
Башня "поймала" Мату Хари
В этих условиях Эйфелю и компании потребовалось всего пять месяцев, чтобы построить фундамент, и двадцать один, чтобы закончить сборку металлических частей башни. Учитывая нехитрые средства, доступные в тот период, это можно было считать рекордной скоростью. Сборка башни была чудом точности, с чем согласились все наблюдатели того времени. Строительные работы начались в январе 1887 года и были закончены 31 марта 1889 года. На узкой платформе наверху Эйфель получил орден Почетного легиона - высшую награду Франции.
Как только башня была закончена, критика угасла при виде завершенного шедевра и в свете огромного народного успеха, с которым он был встречен. Во время Всемирной выставки 1889 года ее посетили два миллиона человек. Во время Первой мировой войны французские военные использовали беспроводную станцию башни для перехвата вражеских сообщений из Берлина. В 1914 году французы смогли организовать контратаку во время битвы на Марне, тайно узнав, что немецкая армия останавливает свое продвижение. Три года спустя станция на вершине Эйфелевой башни перехватила закодированное сообщение между Германией и Испанией, в котором содержались подробности об "оперативнике H-21". Частично на основании этого сообщения французы арестовали, осудили и казнили легендарную Мату Хари за шпионаж в пользу Германии, пишет американский историк Кристофер Кляйн. Используя все, от парашютов до эластичных тросов, искатели приключений на протяжении десятилетий использовали башню для выполнения смелых трюков. Однако не все из них выжили. В 1912 году французский портной Франц Райхельт попытался слететь с первого этажа башни в подпружиненном парашютном костюме, но вместо этого рухнул на землю с высоты 60 метров. Четырнадцать лет спустя летчик Леон Колло погиб, пытаясь провести свой самолет под пролетом башни, но он запутался в антенне беспроводной станции и погиб в огненном шаре.
Когда Германия оккупировала Францию во время Второй мировой войны, Гитлер приказал снести Эйфелеву башню, но этот приказ так и не был выполнен. Французские бойцы сопротивления отомстили оккупантам: они перерезали тросы лифта Башни, так что нацисты были вынуждены подниматься по лестнице, чтобы поднять свой флаг.
Самая большая площадка для рекламы в мире
Эйфелева башня - одно из самых посещаемых памятных мест в мире, который до пандемии коронавируса принимал почти семь миллионов посетителей в год и более 300 миллионов человек с момента своего открытия. С годами башня изменилась, добавилось освещение, новые слои краски и многочисленные инсталляции, которые приходили и уходили. Освещение впервые появилось на Эйфелевой башне в 1985 году с добавлением 336 желто-оранжевых прожекторов, но ныне известное сверкающее световое шоу, состоящее из 20 тысяч лампочек, впервые осветило ночное небо в канун Нового 1999 года, знаменуя собой новое тысячелетие.
Эйфелева башня когда-то была самым большим рекламным щитом в мире. Когда между 1925 и 1936 годами на Париж опускались сумерки, четверть миллиона цветных лампочек, прикрепленных к трем сторонам шпиля башни, загорались, чтобы составить 30-метровые вертикальные буквы французской автомобильной компании Citroën. Реклама сияла так ярко, что ее было видно почти за 35 километров, и Чарльз Линдберг использовал ее как маяк, когда приземлился в Париже во время своего одиночного трансатлантического полета в 1927 году.
Когда Эйфелева башня открылась в 1889 году, она была красновато-коричневого цвета. Десять лет спустя она была покрыта желтой краской. Башня также была желто-коричневой и каштаново-коричневой до того, как в 1968 году был принят нынешний специально смешанный "Коричневый цвет Эйфелевой башни". Каждые семь лет на башню наносится около 60 тонн краски. Это не только сохраняет внешний вид так называемой La dame de fer ("Железная дама"), но и защищает железо от ржавчины. Массивная железная конструкция устойчива к ветру, но раскачивается во время шторма. Однако ветер - не единственное, что может заставить огромную башню двигаться. Тепло солнца также влияет на нее, заставляя железо расширяться, в результате чего башня вырастает в среднем на пятнадцать сантиметров в жаркие месяцы.