31.03.2023 16:02
Культура

"Я по натуре отличница, мне все нужно сделать на "пятерку"!": Нина Чусова - о своей новой должности главного режиссера

Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №71 (9016)
В Свердловском академическом театре музыкальной комедии возник руководящий тандем: художественный руководитель Филипп Разенков теперь работает в союзе с только что назначенным главным режиссером Ниной Чусовой. О лауреате "Золотых масок" Филиппе Разенкове мы уже много писали, Нина Чусова в рекомендациях не нуждается, но уникальность такого тандема вызывает много вопросов. Мы беседуем с Ниной Чусовой.
Труппа встретила назначение Нины Чусовой аплодисментами. / Владимир Вяткин/РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Как вы отнеслись к предложению занять пост главного режиссера этого театра?

Нина Чусова: Это наше совместное с театром решение. С одной стороны, я его хорошо знаю - мы уже родные друг другу люди. С другой стороны - предстоит юбилейный сезон, огромные планы, большая ответственность: ведь какие мастера занимали этот пост - Владимир Курочкин, Кирилл Стрежнев! Попробовать себя в роли одного из руководителей такого серьезного театра с мощными традициями - интересно и, как у нас говорят, волнительно. Я ж по натуре отличница, мне все нужно сделать на "пятерку"! И вот мы посовещались и решили, что такой тандем - это будет правильно. Это эксперимент - но во благо театру.

Главный режиссер - это не просто приехал-уехал. Это значит каждую секунду отвечать за свой театр

А как будут распределяться полномочия и обязанности между худруком и главрежем?

Нина Чусова: Мы сейчас разрабатываем эту схему. Начало будущего сезона будет сумасшедшим: и юбилейный гала-концерт, и "Баядера" Кальмана, которую сдает Филипп Разенков, а я начинаю работу над мюзиклом Сергея Дрезнина "Человек, который смеется". И только в работе можно понять, какие у кого зоны ответственности, что у кого лучше получается. У нас с Филиппом очень хорошие отношения, и ни о какой конкуренции здесь не может быть речи. Мы очень разные по творческой манере, никак не пересекаемся - каждый внесет свое. У меня большой организационный опыт, было много масштабных постановок - это может пригодиться. А Филиппу тридцать лет - молодая фантазия, энергетика, вкус к необычности. Мы можем дополнять друг друга. Так что о перспективах у меня очень позитивные представления.

/ Татьяна Андреева/РГ

Вы поставили на этой сцене три спектакля: "Екатерина Великая", "Яма" и "Маскарад". Какие у вас впечатления о театре и труппе?

Нина Чусова: Я их всех люблю, и возможности у них очень большие. Они жадные до работы и раскрываются каждый раз по-новому, театр постоянно в развитии. Не без сложностей, конечно, но и это - хорошо: преодоление трудностей делает коллектив крепче. Главное - у них нет апатии. Я знаю театры, где апатия чувствуется прямо в воздухе. А здесь все на подъеме - редкое и ценное свойство. Эту радость, эту искорку важно сохранить - поэтому мы снова вместе.

В любом театре есть свои невидимые миру слезы. Какие проблемы вы считаете необходимым решать в первую очередь?

Нина Чусова: Нужно ясное представление о репертуарной политике на несколько лет - понимать, к чему идем, этап за этапом, и какого результата хотим добиться. Театр - не фабрика по изготовлению спектаклей, важно выстраивать длинную перспективу и иметь очень жесткое планирование.

В этом театре живут два жанра: мюзикл и оперетта. Как вы относитесь к оперетте?

Нина Чусова: Очень хорошо. Она позитивна, искрится, как шампанское; она как витамин - делает жизнь лучше. Но ее мало кто умеет исполнять. В Красноярском музыкальном театре, например, уже вообще нет оперетты, там жанр умер, и петь его некому. Наша задача не только сохранить его, но и развивать, искать новые творческие решения. Я пришла из драмы и только учусь работать в этом жанре. Были разные мнения о "Сильве", которую здесь в Екатеринбурге поставил Дмитрий Белов, но как же это интересно! Новый поворот, новое звучание музыки, условный сюжет стал живым и увлекательным - я словно музыкально-исторический фильм посмотрела. И сделано все интеллигентно - никакого насилия над материалом, ни грана пошлости. Даже люди, не принимающие оперетту, ею вдруг прониклись. Вот образец нового подхода к жанру.

/ Татьяна Андреева/РГ

А вы лично приложите руку к ее развитию?

Нина Чусова: Конечно, попробую - это одна из моих задач. Пока погружаюсь, изучаю, выбираю.

Вы живете в Москве и ставите спектакли по всей стране. Будете руководить театром на расстоянии?

Нина Чусова: Я всю жизнь летаю, и два часа до Екатеринбурга - не проблема. Конечно, у меня остались обязательства перед другими театрами. Например, поставлю на малой сцене Большого театра "Питер Пен" Андрея Рубцова. В Новосибирском "Глобусе" - "Женитьбу Бальзаминова" с зонгами, а в московском МДМ на новой сцене - "Диббук", мюзикл Александра Журбина о еврейских Ромео и Джульетте. Но моя главная забота теперь - Свердловская музкомедия. Ведь главный режиссер - это не просто приехать-уехать. Это значит каждую секунду отвечать за коллектив и приносить театру реальную пользу. Поэтому, конечно, буду проводить в Екатеринбурге очень много времени. К этой осени готовлю гала-концерт к 90-летию театра и 300-летию города. В конце января - премьера мюзикла Сергея Дрезнина "Человек, который смеется" по Гюго. А Филипп Разенков, закончив "Баядеру", к концу будущего сезона поставит мюзикл Евгения Кармазина "Полет" - о екатеринбургских гимнастках, ставших олимпийскими чемпионками.

Музыкальный театр Екатеринбург