Разговоры об экологических реформах в транспортной сфере начались в октябре 2022 года. Долгое время ФРГ выступала против отказа от выпуска машин с ДВС, заставляя другие страны ЕС томиться в ожидании. Предварительное "нет" также высказали Италия, Польша, Чехия, Болгария и Австрия, но их возражения не звучали столь категорично.
Внутри Германии особенно рьяно возможность производить привычные автомобили отстаивала партия Свободных демократов, которая закрепила этот пункт в коалиционном договоре в 2021 году. В преддверии саммита ЕС, назначенного на 23-24 марта, Германия все еще отказывалась давать свое согласие, не поясняя конкретных причин такой позиции. Но в ходе переговоров с Еврокомиссией и министрами транспорта других членов Евросоюза немецкое руководство пошло на компромиссы.
"Путь свободен: Европа остается открытой к технологиям", - написал на своей странице в Twitter министр транспорта ФРГ Фолкер Виссинг. Он пояснил, что после 2035 года автомобили с дизельными и бензиновыми двигателями можно будет заправлять только таким топливом, которое признано "экологически нейтральным". Под ним подразумевается так называемое "электротопливо" - искусственное топливо, произведенное на экологически чистой электроэнергии, солнечной или ветряной. Ожидается, что это соглашение будет окончательно принято членами ЕС до осени 2024 года.
Поясним: в отличие от электромобилей, которые работают на электродвигателях и нуждаются в подзарядке, автомобили на электротопливе необходимо заправлять, как и обычные машины с двигателями внутреннего сгорания. Только не бензином или дизелем, а специальным топливом на основе бутанола, биодизеля, водородного топлива.
Предложение об отказе от ДВС входит в пакет мер под названием Fit for 55, цель которого - уменьшить объем выбросов парниковых газов к 2030 году не менее чем на 55%. У машин с ДВС, работающих на электротопливе, есть еще одно преимущество - они могут служить очень долго. Автомобиль, собранный в 2034 году, способен проработать до 2050 года или даже дольше. Предполагается, что с их помощью можно будет сгладить переход на электромобили, который сейчас является для ЕС абсолютной целью, но рискует затянуться.
Однако у этой инициативы есть свои недостатки. Первая проблема заключается в том, что электротопливо почти не производится, считаясь дорогим и неэффективным. Согласно решению Еврокомиссии, в первую очередь такое топливо должно перераспределяться на морские и воздушные перевозки. И, если верить исследованию Потсдамского института исследований воздействия на климат, объема производства электротоплива, который будет достигнут к 2035 году, не будет хватать для покрытия спроса даже в этих областях.
В коммерческих масштабах электротопливо не производят еще нигде на Земле. Несколько исследовательских и пилотных проектов можно найти в Чили, однако их мощностей хватает на заправку семи легковых автомобилей за день, при том что 350 литров подобного топлива обходятся в 17,5 тыс. евро. Как пояснил порталу Deutschlandfunk Штефан Братцель из Центра автомобильного менеджмента, электроавтомобили все равно будут дешевле автомобилей с ДВС, работающих на электротопливе.
Есть и ряд других вопросов, над которыми эксперты уже давно ломают голову. Например, непонятно, как сделать так, чтобы легковой автомобиль, оснащенный классическим двигателем внутреннего сгорания, не мог заправляться бензином или дизельным топливом. Ведь полагаться на одну только порядочность граждан не получится, нужны гарантии иного порядка.
Единственным решением, предложенным до сих пор, было внедрение в конструкцию автомобилей химических датчиков, которые будут распознавать "неправильное" топливо (бензин или дизель) и не давать машине завестись, пока топливо не заменят на "правильное", т.е. климатически нейтральное. О возможности реализации этого проекта уже сообщала компания Porsche, но ее генеральный директор Оливер Блюм считает, что машины на синтетическом топливе смогут играть в лучшем случае нишевую роль, пишет Spiegel. Иными словами, инициатива перевода легковых автомобилей на "климатически нейтральное" топливо, о которой долго спорили на саммите Евросоюза, пока кажется утопией.