03.04.2023 03:00
Экономика

Эксперт назвал факторы, гарантирующие высокие доходы

Текст:  Ольга Игнатова
Специалисты, получившие послевузовское образование, в среднем зарабатывают на четверть больше, чем те, кто решил, что высшего образования им вполне достаточно.
Читать на сайте RG.RU

О важности образования высших достижений - Павел Селезнев, декан факультета международных экономических отношений Финансового университета при правительстве России:

Принято считать, что большое число квалифицированных специалистов, прошедших через систему высшего образования, - это условие благополучия экономики и общества в целом. Это правда, но не вся. Сегодня все большее значение в обеспечении экономического, технологического, социального развития страны и благополучия населения играют кадры высшей квалификации, прошедшие послевузовскую профессиональную подготовку, лучше - неоднократную. Это может быть второе высшее образование, аспирантура, докторантура, стажировки или серьезные, неформальные программы повышения квалификации. Поэтому именно качество и количество кадров самой высокой квалификации будет определять развитие страны в будущем.

Согласно данным ООН, Россия занимает одно из ведущих мест в мире по средней продолжительности обучения: наши соотечественники проводят в системе образования 12,8 года своей жизни. А, по данным ОЭСР, Россия - вторая в мире по доле лиц с высшим образованием после Канады. Но успокаиваться и почивать на лаврах мы не можем. В современном мире, чтобы оставаться на месте, надо очень быстро бежать вперед. Расслабиться не дадут конкуренты. Немцы, например, учатся дольше россиян - в среднем 14,1 года. А выдающийся результат по доле населения с институтскими дипломами достигается, к сожалению, за счет советского наследия. В группе тех, кому сейчас 25-34 года, то есть тех, кто родился и вырос после распада СССР, Россия опускается по проценту лиц с высшим образованием на 4-е место после Южной Кореи, Японии и Канады. И дело тут не в том, что наша система высшего образования работает хуже. Просто конкуренты прибавили усилия и уделяют намного больше внимания повышению уровня образованности населения, чем раньше.

И потом совершенно очевидно, что сам факт пятилетнего пребывания за университетской партой - это не гарантия необходимого объема знаний, поэтому важно не столько проникновение высшего образования в народные массы, сколько его эффективность. Если принять ВВП на одного занятого в экономике за меру качества образования вообще и высшего образования в частности, то мы увидим, что отставание от развитых стран колеблется от полуторакратного до двукратного. Словом, не катастрофа, но нам точно есть, куда расти.

Минобрнауки: Для получения профессии в сфере ИТ достаточно четырех лет

В то же время анализ международных статистических данных показывает, что политическая, экономическая устойчивость страны и ее развитие в гораздо большей степени определяется наличием в стране специалистов с послевузовской подготовкой, чем с простым высшим образованием. Более того, чем больше их доля в составе рабочей силы, тем выше ВВП на душу населения.

Понятно, что выращивание специалистов самой высокой квалификации невозможно без хорошей высшей школы, которая должна здесь играть роль прочного и надежного фундамента последующей подготовки. В то же время совершенно очевидно, что в фокусе внимания должно быть именно развитие системы послевузовской образовательный мобильности, включая эффективную аспирантуру и докторантуру, а также интеграцию научных исследований и бизнеса. Причем послевузовская подготовка должна быть максимально тесно связана с передовыми достижениями науки и технологий. Также очевидно, что высококлассным специалистом по приказу стать невозможно, поэтому подготовка кадров самой высокой квалификации невозможна без их эффективной мотивации.

Сегодня профессиональной подготовкой, полученной после окончания вуза, могут похвастаться только полпроцента россиян. Исследования Финансового университета показывают, что россиянам вообще-то интересно учиться. В тех или иных формах непрерывного образования участвует более трети домохозяйств, более 20% населения рассматривают для себя возможность в ближайшие месяцы поступить в учебные заведения или на различные курсы, чтобы получить новые знания. Однако, к сожалению, пока среди наших соотечественников второе высшее образование, аспирантура и докторантура не слишком актуальны. О них сегодня задумываются не более 5% от числа обладателей вузовских дипломов. И этот показатель надо повышать, потому что иначе нам не добиться высоких темпов роста экономики и качественного развития производства.

Аргументом в пользу послевузовского образования может стать возможность получения более высокого дохода. Данные Росстата показывают, что те, кто получил послевузовское образование, среди прочего - имеют ученую степень, в среднем получают на четверть больше, чем те, кто решил, что высшего образования им вполне достаточно. Поэтому крайне важно донести до людей мысль о том, что высшее образование как таковое больше не является гарантией больших успехов в жизни. Чтобы быть по-настоящему успешным, надо учиться всю жизнь.

Кравцов: Россия вошла в десятку ведущих стран по качеству общего образования

Успешность образования высших достижений неразрывно связана с его практической ориентацией. Аспирантура, докторантура, всякого рода стажировки должны быть максимально тесно связаны с прикладной деятельностью, там, разумеется, где это возможно.

Вообще одной из проблем российской науки является, как часто жалуются ученые, низкий спрос бизнеса и госорганов на ее продукцию. Довольно часто такое положение вытекает из невысокой ценности исследований, проводимых учеными. Считаю, что с этим надо как можно активнее бороться. Российская наука должна быть максимально ориентирована на практический результат в части экономического и технологического развития, социальной и политической устойчивости страны. В нынешних условиях мы не имеем права заниматься отвлеченными проблемами, что и должно найти отражение в специфике подготовки научных кадров высшей квалификации.

Зарплата