На протяжении последних 12 месяцев рост был не таким резким - с февраля 2022 года по февраль 2023 года продажи прибавили 29%.
Основной вклад в это внесли локальные бренды сидра. Если годом ранее импортный сидр был основным источником развития категории с темпами роста продаж на уровне 40%, то локальный в этом же периоде снижался на 10%. Теперь же происходит обратная ситуация: продажи импортных брендов опустились почти до 0%, а локальные бренды показывают плюс 31% роста.
В январе-феврале 2023 года тренд еще сильнее обострился. Падение импорта составило 36% к аналогичным двум месяцам 2022, а локальные марки выросли на 71%.
"Динамика обусловлена развитием в категории небольшого списка брендов, которые инвестировали в производство, запуск и продвижение своего сидра, резко усилив присутствие на рынке", - поясняют в компании. Таким образом, топ-5 брендов сидра на данный момент занимают долю почти в 90% продаж.
Существенную роль в динамичном росте продаж сидра играет эффект низкой базы, считает председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев.
"Сидр - молодая и довольно узкая категория, культура потребления которой в России все еще формируется. На рынок активно выходят новые отечественные бренды - в прошлом году их появилось более десятка, и это сразу отразилось на росте продаж. Потребителям сегодня интересны новинки в сегменте слабоалкогольных напитков, сидр пользуется спросом как альтернатива пиву и вину, при этом продукт одинаково интересен мужской и женской аудитории", - поясняет он.
По его словам, росту категории способствуют льготные программы кредитования и господдержка: сидр получил статус сельскохозяйственного продукта в 2017 году, это повысило стимул развивать его производство и маркетинг.
Тем не менее сидр - все еще нишевый продукт, пока о нем знают в основном потребители в городах-миллионниках. Устойчивость роста его популярности и потребления будет сильно зависеть от масштаба кампаний по продвижению этого напитка, считает Караваев.
На эффект низкой базы обращает и руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. "Объемы производства и продаж сидра мизерные. Поэтому динамика может скакать как в сторону роста, так и в сторону снижения. Это вряд ли говорит о каком-то тренде", - считает эксперт.
Он также говорит о том, что наш сидр и сидром по-хорошему назвать сложно, поскольку большинство его делают из концентрата яблочного сока. "Представьте себе вино из концентрата виноградного сока - получится брага. Так и с сидром. По-хорошему надо нажать сока яблочного в момент сбора урожая (августе-сентябре) и оставить бродить в больших резервуарах. Но у нас бизнес хочет быстрой и легкой отдачи", - говорит Шапкин.