Как говорят эксперты, уже сейчас нередко эти дела возбуждаются не после проведения налоговых проверок, как того требует закон, а сразу после того, как налоговые органы увидели какие-то признаки преступления.
Правоохранители ссылаются на межведомственное взаимодействие, в рамках которого они обмениваются информацией с другими госорганами в режиме реального времени и могут возбуждать дела при наличии "достаточных оснований". Но их критерии бизнесменам зачастую непонятны. Получается, сегодня можно завести уголовное дело чуть ли не на любого, кого контролирующие органы хоть немного заподозрили в нарушениях, разводят руками юристы. Но разве это не ухудшает положение бизнеса? И нет ли здесь опасности заказных уголовных дел и других коррупциогенных рисков?
Федеральные руководители видят проблему и однозначно выступают за снижение давления на бизнес. Еще в 2013 году тогдашний премьер Дмитрий Медведев на совещании по проблемам моногородов в Ярославской области заявил: "Навозбуждать-то можно все что угодно, особенно по заказу и за деньги".
И отметил, что количество уголовных дел - не показатель эффективности работы правоохранительных органов, а посему призвал депутатов задуматься при внесении поправок в законодательство.
И сейчас 32 статья Налогового кодекса РФ очень четко определяет порядок работы с "налоговыми нарушителями". Сначала налоговые органы принимают решение о привлечении к налоговой ответственности, решение вступает в силу, и они ожидают уплаты в течение семидесяти пяти дней. И только если внесенных плательщиком средств недостаточно, обязанность по уплате сумм недоимок не исполняется в полном объеме, а также если размер неисполненной обязанности позволяет предполагать признаки преступления, то тогда в течение десяти дней с момента истечения предыдущего срока налоговый орган направляет материалы в следственный орган. Все логично и понятно.
Однако параллельно действует и другая норма, пункт 3 статьи 82 того же НК РФ: госорганы (в том числе налоговые и следственные) информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также обмениваются любой другой необходимой информацией. Правоохранительные органы исходят именно из этой возможности, говорит вице-президент Московской ассоциации предпринимателей (МАП), адвокат Олег Матюнин.
В ответ на запрос МАП Федеральная налоговая служба России ответила, что целевое направление материалов именно для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по налоговым преступлениям предусмотрено только в пункте 3 статьи 32 НК РФ.
Генпрокуратура РФ также дала Матюнину разъяснение, что возбуждение уголовного дела должно осуществляться только по результатам налоговой проверки. Однако, по мнению надзорного органа, такая проверка может быть инициирована правоохранительными органами с учетом полученных ими сведений о нарушениях налогового законодательства.
А в ГСУ СК РФ по Москве при этом прокомментировали, что налоговые органы не ограничены действующим законодательством в определении стадии, когда, по их мнению, возникают основания предполагать наличие нарушений законодательства, в том числе до наступления обстоятельств, указанных в той самой 32-й статье НК РФ.
Юристы с такой трактовкой закона не согласны.
- В статью 140 УПК РФ специально добавили часть 1.3, согласно которой поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях по статьям 198-199.2 УК РФ служат только материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, - говорит Олег Матюнин.
Закон не позволяет следователю или дознавателю по своему усмотрению принять решение о возбуждении уголовного дела, если отсутствуют надлежащие повод и основание, отмечают при этом все опрошенные эксперты.
- Конечно, нельзя "либерализовать" закон до такой степени, когда у недобросовестных дельцов появится возможность уходить от налогов. Уплата налогов является обязанностью, закрепленной в Конституции нашей страны. Правоохранительные и налоговые органы обязаны жестко мониторить ситуацию и пресекать любые попытки ухода от налогов. Однако для эффективного развития страны нужны четкие, понятные, а главное долгосрочные правила игры, - говорит Уполномоченный по защите прав предпринимателей в городе Москве Татьяна Минеева.
И все-таки, считают эксперты, нужно исходить из презумпции невиновности бизнеса. Недаром руководством страны на ПМЭФ-2022 было четко обозначено - уголовные дела в отношении предпринимателей по налоговым составам могут возбуждаться только по представлению налоговой службы и никак иначе. Это соответствует и букве, и духу закона.
Ровно год назад, выступая в Государственной Думе по вопросу изменения налогового законодательства, председатель Комитета по бюджету и налогам, депутат Андрей Макаров также отметил: "Очень часто силовые структуры использовали давление на бизнес-структуры в том числе и для того, чтобы бизнес отобрать. Вот мы возвращаем норму, что возбудить уголовное дело по налоговым правонарушениям можно только в том случае, если есть решение налогового органа. То есть предприниматель сможет защищать себя, не сидя в камере, а по нормальной правовой процедуре, имея возможность защититься от обвинений, которые в отношении его выдвигаются".
Согласитесь, такие аргументы заслуживают внимания.
По мнению экспертов, решить проблему можно всего лишь несколькими уточнениями в законе.
Так, в статье 82 НК РФ нужна оговорка, что передача налоговым органом материалов налоговых проверок в следственный орган для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по статьям 198-199.2 УК РФ осуществляется только в порядке, установленном пунктом 3 статьи 32 НК РФ - и никак иначе. А в 32-й статье добавить пункт, что в случае вынесения решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения материалы проверки в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела не передаются.
Действие этих новых норм нужно распространить на все отношения, возникшие с 9 марта 2023 года, так как соответствующий специальный порядок возбуждения уголовных дел начал действовать именно с указанной даты. И факты обхода следственными органами установленного порядка не должны остаться без надлежащей юридической оценки, резюмируют эксперты.