Писали, что космонавты буквально падали с высоты 192 километра из космоса. Перегрузки достигали от 21 до 26 g. В какой-то момент Василий Лазарев и Олег Макаров потеряли зрение, у них произошла остановка сердца.
Вообще космонавты иногда говорят: прошел центрифугу - считай, одной ногой в космосе. Это так? Свой вопрос корреспондент "РГ" задал когда-то экс-руководителю Центра подготовки космонавтов, Герою России космонавту Юрию Лончакову."Конечно, нет, - сказал он. - Кроме центрифуги есть много других серьезных тестов".
Максимальные перегрузки на центрифуге - 30 единиц. Но, по словам Лончакова, такая нагрузка только для испытаний техники. Человек выдерживает перегрузку до 12 единиц. В обычной подготовке космонавтов тренируют до 3-5 единиц - это голова-таз, и до 4-8 - грудь-спина. То есть на перегрузки, с которыми они реально сталкиваются
Василий Лазарев и Олег Макаров в апреле 1975 года перенесли "единицы" запредельные. Что такое перегрузка 20 g? По словам специалистов, если у вас сердце весит 50 граммов, умножьте эту цифру на 20. И оно должно гонять кровь, которая увеличилась в своей массе в 20 раз.
Приземлившись в горах Алтая, Лазарев и Макаров едва не угодили в пропасть. Спускаемая капсула "Союза" на высоте около 1200 метров на обрывистом склоне горы под названием Теремок-3, зацепилась одной стренгой парашюта за большое дерево в двух метрах… Лазарев и Макаров смогли самостоятельно выбраться из капсулы, сняли скафандры, переоделись в теплозащитные костюмы и на отколовшемся от аппарата куске теплозащиты разожгли костер. Только на следующий день их забрал вертолет, с угрозой для жизни самих спасателей. Такими сложными были условия местности.
Но Олег Макаров потом еще дважды летал в космос. Поэтому как минимум раз в год космонавты проходят тест на центрифугах и, конечно, тренировки по управляемому спуску.