Запускают челнок
- Это крупный сухопутный порт с выходом на несколько перспективных транспортных маршрутов. В текущих геополитических реалиях необходимо максимально использовать его потенциал, - обозначил цель вице-губернатор Челябинской области Иван Куцевляк.
Технология перегрузки контейнеров, внедренная в "Южноуральском" в декабре 2022 года, позволила включить терминал в комплексный план РЖД по вывозу 6500 крупнотоннажных контейнеров из портов Дальнего Востока, обеспечивая восстановление пропускной способности Восточного полигона.
Геополитические преимущества нового маршрута подчеркивают и в бизнес-сообществе.
- Мы видим, насколько перегружен Екатеринбург, а после визита китайского лидера в Москву товарообмен между Россией и КНР будет только увеличиваться, - поясняет член челябинского отделения "Опоры России" Сергей Бекк. - Удобно, что теперь за контейнерами не придется ездить в Челябинск и Магнитогорск, предприниматели из районов смогут забирать свои грузы прямо на трассе. Контейнерные перевозки очень удобны, так как погрузка станет происходить в порту Владивостока, а потом без остановок шаттл доедет до Формачево - существенная экономия времени.
До сих пор надежд не оправдал
Организация нового маршрута, поддерживающего грузовые перетоки между Южным Уралом и восточными рубежами страны, представляет собой еще одну попытку раскрыть потенциал ТЛК, построенного менее чем в ста километрах от Челябинска. Изначально перспективным считался "Новый Шелковый путь", частью которого и должен был стать "Южноуральский". Как подчеркивали в свое время идеологи проекта, расположение ТЛК позволяет ему выступать в качестве "точки входа" грузов с территории северо-западной и центральной частей КНР и обеспечить загрузку контейнеров в обратном направлении.
Идею организации маршрута в КНР по короткому плечу, через Казахстан, российские железнодорожники предложили еще в 2010-м. Спустя два года в Пекине инициативу рассмотрел и одобрил Деловой совет Шанхайской организации сотрудничества. Затем соглашение с Челябинской областью заключило народное правительство Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР, куда должен был вывести новый маршрут. Поддержали этот проект и крупнейшие китайские корпорации, потенциальные поставщики продукции.
Строительство сухого порта, инвестором которого выступила Государственная транспортная лизинговая компания, началось в 2013-м, а через два года, как и планировалось, "Южноуральский" принял первый эшелон с товарами из Поднебесной. Но дальше все пошло не по плану: ТЛК так и не вышел на ожидаемую загрузку. Причины называли самые разные: сложности с формированием единых контейнерных поездов с грузами, отправляемыми небольшими экспортерами, проблемы с субсидированием перевозок партнерами из КНР и т. д. Изменить ситуацию не смогла даже сырьевая корректировка курса - отгрузка в 2021 году в Китай медного концентрата и свинца на базе контейнерного терминала, поставка в контейнерах семян льна.
Загрузить на полную мощность
Однако прошлым летом о роли ТЛК в условиях санкций и поиска новых транспортных коридоров заговорили вновь. На первом всероссийском форуме "Импортозамещение. Новые возможности" даже презентовали программу, призванную увеличить товарные потоки через этот комплекс. Статус "Южноуральского" стремились поднять до мультимодального распределительного центра федерального значения. Перевалочный узел граничит с зоной развития станции Формачево, а с другой стороны - с автодорогой М-36, что позволит охватить услугами множество предпринимателей области, а через выезд на трассу М-5 вовлечь в транспортную сеть и расположенные в радиусе нескольких сотен километров города-миллионники. Добиться этого планировали, развивая полноценный сервис по таможенному оформлению товаров, фитосанитарному и ветеринарному контролю. Как вариант обсуждалась и организация специальной бондовой зоны (складов, где хранят и распределяют товары, заказанные на маркетплейсах).
И, самое важное, увеличить число грузоотправителей должна была трансформация прилегающих к комплексу земельных участков - организация там особой экономической зоны или территории опережающего развития. На эти цели выделили около 300 гектаров, но пока конкретных решений нет.
- Правительство области работает над созданием на площадке ТЛК "Южноуральский" ОЭЗ со всем пакетом налоговых преференций, чтобы площадка стала привлекательной для потенциальных инвесторов, - заявляет Иван Куцевляк.
А запуск проекта "Челябинский шаттл" - это, по сути, катализатор роста возможностей распределительного узла. Альтернативный маршрут на Дальний Восток не отменяет, впрочем, и прежний транспортный коридор - с быстрым выходом на Урумчи (административный центр Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая). Расстояние до него от Челябинской области - всего-то 3,1 тысячи километров "по прямой". Движение занимает семь дней - меньше, чем обходными путями.
Задуманная диверсификация логистики должна усилить позиции ТЛК как возможного межрегионального хаба и вывести его наконец на пик возможностей. Общая площадь складских помещений комплекса превышает 81 тысячу квадратных метров, площадь контейнерного терминала с железнодорожными путями - свыше 155 тысяч. И логично, что это большое хозяйство должно использоваться по полной, чтобы окупить вложения: по некоторым данным, строительство объекта стоило около семи миллиардов рублей в ценах почти десятилетней давности.