Первая информация о возможной поставке такой техники вооруженным формированиям киевского режима была обнародована еще в год назад, но, по разным причинам, процесс передачи затянулся на много месяцев.
В результате только в феврале 2023-го началась подготовка расчетов, которые получали навыки эксплуатации на одном полигоне совместно с экипажами основных боевых танков Challenger 2, также предназначавшихся ВСУ.
В конце марта на территории Польши была замечена колонна гражданских тягачей с полуприцепами, перевозящими какие-то тяжелые грузы, тщательно укрытые брезентом. Правда, это не помешало наблюдателям точно определить тип гусеничных машин.
И вот на днях самоходки начали перебрасывать на территорию Западной Украины железнодорожным транспортом. Всего в объектив попали четырнадцать единиц.
AS-90 проектировалась фирмой Vickers в 80-х годах. Серийное производство началось тридцать лет назад и продлилось очень недолго - до 1995 года. За это время успели изготовить 179 экземпляров. В настоящее время в строю находится только часть из них, остальные отправлены на хранение.
По своим тактико-техническим характеристикам эти установки уже не считаются в полной мере современными. Например, максимальная дальности стрельбы обычными осколочно-фугасными снарядами достигает 24700 метров, активно-реактивными боеприпасами - на 5300 метров больше. Средний темп стрельбы - всего лишь два выстрела в минуту. Что хуже, чем у образцов нового поколения.
Поэтому неудивительно, что британцы собираются приобрести что-то новое, а списываемую технику утилизируют на Украине. Не исключено, что после первой партии в последний путь в горячую точку будут отправлены и другие такие САУ.