Особый противопожарный режим в лесах Тюменской области ввели с 3 апреля. Это не рано, как может показаться на первый взгляд. На территории Западной Сибири зарегистрировали уже 21 ландшафтное возгорание на общей площади свыше 85 гектаров. Все по вине человека.
Бороться с поджигателями предлагают... кнутом и пряником. В 2022-м штрафы для граждан выросли аж в десять раз - с 1,5 и 3 тыс. рублей до 15 и 30 тыс. Второй год подряд действует вознаграждение жителям, которые сообщат о злоумышленниках со спичками: 40 тыс. рублей за достоверные сведения и 50 тыс. за задержание нарушителя с поличным обещает местный губернатор. Пока таких прецедентов не возникло. В прошлом году специалисты справились сами, установив 117 нарушений в лесах, предъявив штрафы на общую сумму больше 2 млн рублей.
Показательной для всей страны можно считать историю пенсионера Муравьева из села Окунево, который в прошлом апреле выжег травы на 70 гектарах сельхозземель на... 77 млн рублей. Учитывая материальное положение виновного, состояние его здоровья, суд снизил размер ущерба до 170 тыс. рублей. Пенсионер получил урок на всю оставшуюся жизнь.
В Забайкалье особый противопожарный режим объявили еще 1 марта. Там уже зарегистрировано 67 лесных пожаров на общей площади больше 3 тыс. гектаров. Год назад в это же время территория, пройденная огнем, была вдвое меньше.
Забайкальский край - единственный регион ДФО, где действует система вознаграждений за сообщения о поджигателях. С 2019 года сумма выплаты увеличилась в 20 раз. Как и в Тюмени можно получить 40 тыс. рублей за содействие в выявлении виновников и 50 тыс. рублей за каждого задержанного. В особых, чрезвычайных ситуациях власти края объявляют о дополнительных, повышенных суммах. Так, 31 марта в Чите произошло сразу три крупных пожара. За информацию о виновных глава Забайкалья Александр Осипов пообещал 300 тыс. рублей.
Показательный случай произошел в поселке Бобровском Свердловской области. В этом регионе особый противопожарный режим еще не объявлен, но траву палят уже вовсю. Деревенские жители, увидев соседа, который по недомыслию запалил траву возле своего огорода, органам сдавать его не стали, а взяли и по-свойски окатили его холодной водой. Хоть и жестко, но пыл мужика остудили моментально.
Сергей Залесов, профессор Уральского государственного лесотехнического университета, заслуженный лесовод России:
- Найти и наказать удается разве что единицы тех, по чьей вине произошли пожары. Есть вполне официальный термин в технике "защита от дурака". То есть расчет на то, чтобы техника не сломалась по чьему-то недомыслию. Так и в случае с пожарами: найти того, кто бросил непотушенный окурок или бутылку, от которых потом разгорелся пожар, можно разве что в редких случаях, а вот меры противопожарной защиты должны сработать безотказно.
Чтобы свести пожары к минимуму, нужно для каждого населенного пункта разработать и четко выполнять план противопожарной защиты. В каждой деревне он должен быть свой, ведь условия везде разные. Предположим, рядом лес, это значит, нужно обрезать нижние сучья у деревьев хвойных пород метра на два вверх, убрать сухостой, валежник и мусор, причем по всей деревенской округе, чтобы пожар не смог перейти из низового в верховой и не подобрался к жилью. Проложить минерализованные полосы. Избавиться от сухого камыша. А где надо, применять отжиг горючих материалов. Но только строго по научной, продуманной технологии - ни в коем случае не нужно понимать под этим беспорядочный и бесконтрольный пал травы и находящегося в ней мусора. Он-то как раз и приводит к чудовищным пожарам. Целенаправленное противопожарное выжигание предполагает создание вокруг населенного пункта барьера, который не может преодолеть ни один пожар. Выжигание следует проводить квадратами, обязательно в безветренную погоду, когда рядом стоит пожарная машина и начеку пожарные. Наконец, траву можно просто выкосить. В любом случае сухих зарослей рядом с населенными пунктами быть не должно.
Рослесхоз обратится в Генпрокуратуру с жалобой на власти Еврейской автономной области (ЕАО), которые занижали данные по площади обнаруженных лесных пожаров. Ситуация, когда в регионах занижают данные по площади обнаруженных лесных пожаров, повторяется третий год подряд. В прошлом году это было в Рязанской области, в 2021-м - в Якутии.
Председатель Общественного совета при Рослесхозе Владимир Морозов рассказал "РГ", что это происходит из-за сокращения числа сотрудников в лесничествах. "За последние годы регионам активно покупали лесопожарную технику, но главное все-таки - быстро обнаружить и локализовать очаг пожара. А это люди, которых мало", - отметил Морозов.
Второй причиной он назвал переложение на губернаторов ответственности за лесные пожары, поэтому у них появляется желание приукрасить ситуацию. "Пожары не случаются сразу везде. И если вернуть централизованное лесоуправление, всегда можно будет бросить необходимые противопожарные силы страны на ликвидацию конкретного пожара. А если лесников будет не 20, а 200 тысяч и возобновятся обходы и объезды, да с применением современных технологий (тех же дронов), то площадь лесных пожаров будет в разы меньше", - считает Морозов.
Рослесхоз в марте объявил мораторий на профвыжигание сухой травы в весенний период. Это основная причина весенних ландшафтных пожаров. "Большая часть субъектов (включая ЕАО) отказались это делать, так как полномочия переданы и рослесхозовский мораторий для них лишь рекомендация", - добавил эксперт.
Подготовила Светлана Задера