Десять новых микрорайонов с детскими и спортивными площадками, школами, детсадами, скверами, парками и пешеходными зонами появятся в течение десяти лет на месте обширного частного сектора. Власти города и строительные компании выкупят более трех тысяч домовладений на Сибиряков-Гвардейцев, Гагарина, Соборной и других улицах. А пока продолжаются работы по строительству инженерных сетей и дорожно-транспортной инфраструктуры. Эксперты обещают: увеличится пропускная способность улиц, кардинально изменятся их функциональные возможности и внешний облик.
Между тем Кемерово мог стать первым в Сибири городом-садом. Построить его собирались на месте деревни Щеглово еще в первой половине XX века.
- Автором проекта, который победил в конкурсе, объявленном в 1918 году, был томский архитектор Парамонов. Он опирался на концепцию британского социолога-утописта Эбенизера Говарда, который предложил строить рядом с крупными промышленными центрами небольшие, состоящие из малоэтажных домов коттеджного типа города на двадцать-тридцать тысяч жителей, - говорит замдиректора по научной части музея-заповедника "Красная горка" Зинора Волкова. - Концепция города-сада легла в основу проекта строительства Щегловска. Предполагалось, что в центре города будет общественная территория с культурными и административными учреждениями, а вокруг - жилые дома с приусадебными участками.
Однако планы изменились. Кузбасс стал одним из главных промышленных центров за Уралом. В Кемерово, где одновременно строились десятки предприятий, к концу 1930-х насчитывалось более ста тысяч жителей. Поэтому была поставлена другая задача: построить социалистический город.
Группу специалистов, которая приступила к проектированию, возглавил немецкий архитектор Эрнст Май. Кроме стандартных кирпичных домов с отдельными квартирами, в городах и поселках предполагалось строить детские сады, школы, магазины, столовые, клубы и библиотеки. В Сибири группа Эрнста Мая спроектировала шесть городов социалистического типа, включая Щегловск. Но здесь успели построить всего один квартал. Советское правительство сочло проект дорогостоящим, а лишних денег у страны не было, поскольку все силы и средства вкладывали в промышленность.
Самым распространенным жильем в Щегловске были землянки и бараки. Каждое предприятие обзаводилось собственным фондом. При этом установленная норма жилплощади на человека тогда не превышала 2,2 метра. Двухэтажки недалеко от железнодорожного вокзала - остатки незавершенного проекта Эрнста Мая. Кемеровчане эту территорию до сих пор называют соцгородом.
После Великой Отечественной войны группа местных архитекторов стала проектировать областной центр в стиле, который позже определили как сталинский ампир.
- Но в середине 1950-х в стране приняли положение об архитектурных излишествах. Государство вновь посчитало и решило, что дома с лепниной и скульптурными композициями на крышах строить слишком дорого. Потому многим уже спроектированным архитектурным ансамблям в Кемерове появиться было не суждено, - отмечает Зинора Волкова.
Дмитрий Анисимов, глава Кемерова:
- Пока среднее плановое значение - 1,4 миллиона квадратных метров жилья. Конечно, эта цифра будет корректироваться после того, как мы разработаем детальные проекты планировок. Необходимо выкупить около 700 земельных участков с расположенными на них постройками. Около 82 процентов из них уже выкуплено, потрачено более 2,5 миллиарда рублей. Еще 2,5 тысячи объектов приобретут застройщики. Мы будем поэтапно объявлять аукционы на поиск застройщиков по всем территориям, которые входят в программу комплексного развития. Двое уже определены, два аукциона объявлено, впереди еще шесть. В этом году определим всех.