Для Непомнящего это вторая подряд попытка получить шахматную корону. В 2021 году россиянин потерпел поражение от норвежца Магнуса Карлсена (3,5:7,5), который в этом году отказался защищать свой титул. Его место занял Дин Лижэнь, ставший вторым в турнире претендентов.
Во время стартовой партии корреспонденту "РГ" удалось пообщаться с президентом Федерации шахмат России (ФШР) Андреем Филатовым, который был гостем студии с онлайн-комментарием матча, развернутой в фан-зоне в Москве. Кстати, разговор тоже состоялся за доской. Для Центрального дома шахматиста это неотъемлемая часть интерьера, но все равно получилось символично.
Андрей Васильевич, как вам начало матча?
Андрей Филатов: Что касается первой партии, то дебют был подготовлен, все было разыграно достаточно безопасно. Все, что мы видели на доске, наверняка было продумано Яном заранее. У Непомнящего было небольшое преимущество, позиция без риска. Он начинает матч, как и положено, без особых рисковых ходов, чтобы спокойно вработаться в игру.
Почему шансы Непомнящего и Дин Лижэня все эксперты оценивают как 50 на 50?
Андрей Филатов: Согласен с таким раскладом. Во-первых, в рейтинге они занимают второе-третье места в мире. Во-вторых, по личным встречам Ян хоть и имеет небольшой перевес, это ничего не значит.
Опыт участия в предыдущем матче - это преимущество или дополнительная ответственность для Яна?
Андрей Филатов: Я бы сказал, что для россиянина второй матч за шахматную корону и преимущество, и недостаток одновременно. Хорошо, что есть подобный опыт. Но плохо, что есть травма от того проигранного матча против Магнуса Карлсена.
На пресс-конференции Непомнящий на вопрос о том, как переживает поражения, был убедительно оптимистичен. Мол, надо уметь проигрывать, иначе не стоит играть в шахматы.
Андрей Филатов: Он действительно справился с поражением, преодолел себя, выиграл турнир претендентов и сегодня снова играет матч за звание чемпиона мира. В этом плане Ян молодец. Но ведь у боксера, пропустившего удар, все равно последствия нокаута остаются.
Два раза подряд выиграть турнир претендентов - это серьезное достижение?
Андрей Филатов: До Непомнящего такое удавалось только советскому шахматисту Василию Смыслову (в 1953 и 1956 годах. - Прим. "РГ"). Ян точно большая шахматная фигура, вошел в историю российских шахмат как выдающийся игрок.
Лижэнь попал в турнир претендентов из-за дисквалификации Карякина, стал участником матча после отказа Карлсена. На его стороне только удача?
Андрей Филатов: За ним еще и большая команда, которая с ним работает. Конечно, мы надеемся на победу Яна. Тем более Дин Лижэнь очень эмоциональный шахматист. Мы видели, как он срывался. С другой стороны, ему принадлежит рекорд по самой длительной победной серии в мире - 100 партий. Он уникальный гроссмейстер. На турнире претендентов его в какой-то момент считали фаворитом. Перед нами два равных игрока. Кто справится с эмоциями, тот чемпион.
В любом случае будет новый чемпион. Что это значит для шахмат в целом?
Андрей Филатов: Почему шахматист отказывается от защиты титула? Потому что это колоссальная психоэмоциональная нагрузка, с которой перестает справляться. Карлсен устал, нервная система была измотана. Наверное, российские шахматисты его измотали (в 2016 году против Карлсена играл Сергей Карякин. - Прим. "РГ"). Он был не готов все это испытывать еще раз и решил передохнуть. Если титул выиграет Ян Непомнящий, это придаст импульс развитию шахмат в нашей стране. А если выиграет Дин Лижэнь, он станет национальным символом Китая. Там и так популярность шахмат на высоком уровне, а будет еще выше.
Можно сказать, что матч между российским гроссмейстером и китайским как раз пришелся в тему, учитывая переход ФШР в Азиатскую шахматную федерацию?
Андрей Филатов: Вся большая шахматная мысль сегодня в Азии. И она туда активно двигается. Если посмотреть на детские соревнования, то в основном лидируют представители Узбекистана, Ирана, Индии, Китая. Там будущее шахматного мира. И мы там.
Ян Непомнящий, победитель турнира претендентов:
- Как мне кажется, партия получилась довольно интересной. Я старался оказывать давление на соперника, - сказал россиянин на пресс-конференции. - Допускаю, что в какой-то момент у меня были шансы на успех. Но я не смог реализовать свое преимущество, и, возможно, я упустил шанс на победу.
Не знаю, как сравнить выбранную тактику здесь и в матче против Карлсена. Если бы я выиграл, я бы считал, что все сделал правильно. Мне кажется, каждая игра и каждый оппонент уникальны, все соперники разные.
Дин Лижэнь, участник матча за шахматную корону:
- Я не доволен. В первой половине партии я чувствовал волнение и не мог сконцентрироваться на игре. Я думал совсем не о шахматах, а размышлял о том, что со мной происходит. Возможно, это из-за давления, из важности матча за звание чемпиона мира. Но потом, во второй половине партии, я смог вернуться в игру.