Законопроект был разработан МВД, в Госдуму его внесло правительство России. Он даже был принят в первом чтении. Но - еще в 2016 году. С тех пор никакого дальнейшего движения он не получил. Напомним, что законопроект вносил поправки в действующий Кодекс об административных нарушениях. В нем предлагалось ввести ответственность за систематическое нарушение правил. Но не всех.
А именно, лишиться прав, если бы законопроект был принят, можно было в том случае, если три раза водитель попался в руки инспектора за такие грубые нарушения, как превышение скорости более чем на 40 км/час, нарушение правил проезда железнодорожного переезда или проезд на красный сигнал светофора, непропуск на перекрестке автомобиля, который пользуется преимуществом в движении, непропуск автомобиля с включенными спецсигналами, а также непредоставление преимущества пешеходу на "зебре" и за выезд на встречную полосу или за поворот, или разворот через сплошную линию разметки. Причем, нарушения могли комбинироваться. Например, один раз попался на превышении скорости более чем на 40 км/час, а в другой раз за выезд на трамвайные пути встречного направления - все это должно было пойти в зачет. При этом, например, при проезде на красный свет, эта статья начала бы действовать.
Напомним, при внесении этих поправок в пояснительной записке приводились следующие факты. Почти 40%, а это 76,9 тысяч ДТП совершено по вине водителей, которые неоднократно нарушали правила и привлекались к ответственности.
Каждый четвертый водитель совершил нарушения неоднократно.
Неоднократные правонарушения, как правило, совершает узкая категория граждан. В 2014 году 4,2 тысячи физических и юридических лиц совершили 100 и более нарушений правил в год.
У нас регулярно фиксируются аварии, виновник которых до этого получил 50, 100, 500 штрафов в год. А способов борьбы с такими нарушителями нет. Если человек заплатил штраф за свое нарушение - предъявить ему больше нечего. Таким образом, получается, что те, у кого есть деньги, могут сколь угодно много нарушать правила. Это своеобразная плата за проезд. В итоге, большинство из них совершают аварии, в которых страдают, а то и погибают люди.
Очевидно, что если водитель регулярно и в большом количестве нарушает правила, то рано или поздно он устроит аварию. Возможно, с жертвами. Но нет у нас "методов против Кости Сопрыкина".
И не будет. Поскольку депутаты отменили поправки, с помощью которых можно было бы привлечь злостного нарушителя к более серьезной ответственности, чем штраф. То есть, нарушил и езжай. Платить не забывай.
Аргументы для отклонения критики не выдерживают. Согласно пояснениям, у нас недавно вступили в силу поправки, которые предусматривают повышенную ответственность для водителей, которые попались за управлением машиной после лишения прав. А в случае, если они попадутся еще раз, будучи лишенными прав, то им будет грозить уголовная ответственность с конфискацией автомобиля.
Но все это касается статей, по которым предусмотрено лишение прав. Законопроект МВД предусматривал суровое наказание за систематическое нарушение правил по тем статьям, по которым лишение прав не предусмотрено. По сути, депутаты разрешили лихачам ездить так, как они хотят, лишь бы штрафы оплачивали вовремя.
Напомним, что ранее Госдума отклонила законопроект минюста, который предполагал залог за задержанный автомобиль в размере штрафа, если его водитель попался в нетрезвом виде. Таким образом такой водитель не понеся никакого наказания - суд по пьяным статьям в тот же день не проводится - сможет снова сесть за руль. И, возможно, опять в нетрезвом виде.
Примечательно, что все эти новации содержаться в проекте нового КоАП. Но когда он будет принят - никому неизвестно. А отмену внесенных поправок в действующий Кодекс эксперты связывают с тем, что Госдума избавляется от давно висящих на ней не принятых законопроектах.