В Хабаровске затапливает новостройки, куда переселились жители, страдавшие от наводнений на Большом Уссурийском острове, рассказывают в Народном фронте. Здание находится в низине, ливневок нет, и вода со всей округи льется прямо в подвал трехэтажки, подмывая фундамент. В Бийске талые воды затопили дороги - машины ездят по тротуарам, которые тоже не везде проглядывают. В городе практически отсутствует система ливневой канализации, поясняют в Народном фронте. У огромной лужи в Воронеже одно время даже был аккаунт в соцсетях - она заливает и дорогу, и дома коттеджного поселка, попадает в септики, подмывает фундаменты, детей из дома приходится выносить на руках, калитки вмерзают в лед. В Липецке выяснилось, что помимо 267 км "легальной" дождевой канализации есть еще 150 км бесхозной, говорят в Народном фронте. В ближайшее время по решению суда ими займутся городские службы.
Отсутствие системы комплексного водоотвода поверхностных сточных вод негативно сказывается на качестве городской среды, отметили в пресс-службе минстроя, отвечая на запрос "РГ". Неорганизованный отвод стоков по рельефу приводит к подтоплению зданий, территорий, может привести к разрушению дорог и другой инфраструктуры. Минстроем совместно с организациями водопроводно-канализационного хозяйства разработан проект плана мероприятий модернизации ливневой канализации. Документ проходит процедуру внутреннего согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, после этого будет направлен в правительство.
Планом предусмотрено обследование существующих ливневых систем водоотведения с дальнейшим утверждением их схем или внесением изменений в уже существующие схемы, определение объема поверхностных сточных вод, планируемых к приему в ливневки, выявление подтопляемых проблемных точек, передача ливневок на обслуживание специализированным организациям. По результатам обследования планируется определить потребность в строительстве, реконструкции или модернизации ливневых систем водоотведения, позже это будет включено в региональные программы по модернизации систем коммунальной инфраструктуры.
Кроме того, планируется актуализация свода правил по защите территорий от подтоплений, рассказали в ведомстве. Предполагается уточнить требования к дренажным системам и средствам инженерной защиты от подтоплений, отводу поверхностных вод при проектировании ливневых систем водоотведения. Это позволит предотвратить смыв грунта в ливнестоки, часть стоков направить во временные хранилища для дальнейшего использования при поливе растений, а часть непосредственно в систему ливнеотвода.
У ливневой канализации есть множество нерешенных правовых, технологических и экономических проблем, считают в Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (РАВВ). Отсутствуют единые термины в документах, не выстроена система назначения гарантирующей организации по ливневке, возможность получения ею тарифа и заключения договоров с абонентами системы. В дорожном законодательстве нет требований к обустройству ливневки на всех дорогах. Запрещается сброс поверхностных сточных вод на рельеф, а не в водоем, при этом в ряде случаев альтернатив просто нет, так как водоема поблизости может не быть, отмечают в РАВВ. А если водоем есть, то ливневые стоки требуется очистить до состояния питьевой воды, такого количества и качества очистных сооружений в стране нет, говорят эксперты. У городских служб зачастую нет информации о реальном расположении ливневой канализации, иногда сети находятся у разных владельцев, а за многие участки вообще никто не отвечает.
Также необходимо актуализировать климатические параметры и оценку интенсивности дождей, на основе которых рассчитывается пропускная способность ливневок, говорят эксперты РАВВ. Сейчас при проектировании этих систем используется метод, разработанный еще в 1970-х годах по данным об интенсивности дождей за первую половину XX века. Но за 50 лет очень многое изменилось.
Еще одна проблема - в городах увеличивается площадь водонепроницаемых покрытий, так как все больше территорий покрываются асфальтом. В итоге вода, которая ранее попадала в почву, теперь уходит только в канализационные сети, не рассчитанные на такие объемы.
На деньги федеральной программы разрешено строить ливневки только в прошлом году, говорит главный эксперт Народного фронта по ЖКХ Светлана Калинина. "С этого года при проверке проектов благоустройства будем обращать внимание - предусмотрена ливневая канализация или нет, теперь можно спрашивать это с заказчиков проектов. Это очень большие затраты - вывести сток в коллекторную систему. Но когда случаются затопления уровня чрезвычайных ситуаций, государство тратит в десятки раз больше средств на ликвидацию", - говорит она.
Собственных средств у дотационных регионов и муниципалитетов на обустройство ливневок не было, поясняет Калинина. Пытаясь решать проблему хоть как-то, многие стали делать хотя бы отводные каналы, из дворов, парков - объектов благоустройства - воду стали отводить в зеленые зоны. Но в таком случае мы получаем другую проблему, экологическую - масло, бензин, реагенты тоже уходят в насаждения, отмечает эксперт. И тогда из бюджета выделяют деньги уже на восстановление озеленения. При этом воды настолько много во время таяния, что она и в зеленой зоне собирается в "озера" и все равно вытекает на дороги, но уже с грязью. Это нерациональный, хоть и "бюджетный" вариант решения проблемы, считает Калинина.
Между тем международный опыт показывает, что вопросы развития систем сбора и отвода ливневых вод часто решаются как раз с использованием не только традиционной системы трубопроводов для отвода вод ("серая" инфраструктура), но и через создание элементов "зеленой" инфраструктуры (дождевые сады, биодренажные канавы и др.), отмечается в исследовании факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ. Например, концепция "города-губки" заключается в том, что объекты "зеленой" инфраструктуры накапливают дождевую воду в период интенсивных осадков и снижают нагрузку на "серую" инфраструктуру, хранят и очищают дождевую воду. Это позволяет использовать ее для хозяйственных целей, когда это необходимо. Дождевая вода становится не проблемой, а ресурсом.