11.04.2023 11:37
СЗФО

В этом году начнется эксперимент по продаже алкоголя онлайн

Текст:  Алексей Стригин (СЗФО)
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №77 (9022)
В нашей стране решено с 1 ноября текущего года начать эксперимент по онлайн-продаже российского вина. Как выяснил корреспондент "РГ", разрешающий документ уже широко обсуждается отраслевыми экспертами.
Потребитель еще только начинает АКЦЕНТ открывать российское вино. / Константин Михальчевский/РИА новости
Читать на сайте RG.RU

Пилотный проект по продаже будет запущен через "Почту РФ" и пройдет в Москве и Московской области. Продлится он до 31 июля 2026 года. Однако есть все шансы, что география эксперимента может быть расширена на Санкт-Петербург и Ленинградскую область.

Предполагается, что доставка заказа будет осуществляться не ранее чем через 24 часа после оформления (и подтверждения совершеннолетия заказчика по паспорту через "Госуслуги") в строго ограниченное региональным законом время. Эти требования уже поставлены под сомнение экспертами.

- На мой взгляд, способы доставки алкогольной продукции будут расширяться. Например, в приложении "Почты России" есть возможность заказать доставку по нескольким кликам, и этот способ может стать отличной возможностью получить заказ в удобное время, например, к дате праздничного события, или времени начала мероприятия, или день в день. Нельзя игнорировать факт, что такие товары имеют значительный вес и требуют бережной перевозки, а при повреждении могут загрязнять и соседние заказы, и транспорт логистической компании, - комментирует Ольга Древаль, эксперт Е-commerce.

С потенциальной доставкой заказа уже есть некоторые проблемы, на которые обратила внимание ФАС - не нарушает ли принципов то, что единственным оператором этого бизнеса становится госкомпания? Более того, оператора по тому же законопроекту освобождают от обязательного лицензирования складов хранения алкоголя. Смущают экспертов и сроки доставки заказа.

Глава Росалкогольрегулирования оценил последствия введения онлайн-торговли алкоголем

- Несмотря на "цифровой" характер молодой аудитории, возрастная группа от 18 до 29 лет меньше всего готова к совершению покупок вина в интернете. Лишь 21 процент из них имели подобный опыт, из которых почти половина (48 процентов) вряд ли сделают это снова в ближайшем будущем. Дело в том, что в молодежном сегменте решения о потреблении в большей степени носит импульсивный характер и они не готовы ждать положенные в этом случае один-два дня. Кроме того, они в существенно меньшей степени ценят качество вина и в большей - его доступность, - поясняет поведение и главные привычки "цифровых" потребителей Александр Манин, доцент Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ.

Другой тонкий момент - слабые рыночные позиции большинства российских производителей, несмотря на то что, как ранее заявлял заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов, доля российского вина на полках магазинов в стране находится на уровне 50 процентов. Здесь стоит учитывать то обстоятельство, что 57 процентов опрошенных Роскачеством покупателей вина хорошо знают несколько торговых марок и при выборе ориентируются именно на них. Другими словами, для того чтобы научиться разбираться в российском вине, нужно больше чем два последних года, когда отечественные бренды наполнили рынок.

Следующий важный момент также подтвержден данными исследования Роскачества 2020 года: при выборе российских вин первоочередное значение имеет цена (для 82 процентов респондентов), знание о месте производства (72 процента) и понимание того, что "вино подходит" (71 процент). Однако за последнее время цены на российские вина догнали и начали перегонять цены на продукцию многих винодельческих стран мира, к которой покупатели более лояльны.

57 процентов опрошенных Роскачеством покупателей вина хорошо знают несколько торговых марок и при выборе ориентируются именно на них

- Для того чтобы успешно реализовывать продукцию, недостаточно господдержки и искусственно выстроенной маршрутизации. Нужно вкладываться в продвижение продукта - а это самая слабая сторона отечественных производителей вина и других видов алкоголя, - поясняет Дмитрий Тортев, член Экспертного совета комитета по защите конкуренции Государственной Думы России.

По мнению эксперта, производители откровенно не хотят вкладываться в систематическое продвижение продукта через алкомаркеты или заведения общепита, те же бары. А ведь именно так у российского потребителя сформировались вкусовые предпочтения и привычки к ушедшим иностранным брендам.

-Пока на этих же полках нет узнаваемого российского продукта, обладающего статусом эксклюзивности, проект доставки будет скорее мертв, чем жив, - резюмирует Тортев.

Тем временем

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) обратилась в российское правительство с просьбой включить в эксперимент по онлайн-продаже алкоголя вино из других стран - членов союза. В настоящее время в состав ЕАЭС входят пять стран: Россия, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика. Таким образом, самый главный интересант обращения - Армения.

СЗФО