11.04.2023 15:51
Культура

Тюменские актеры сыграли спектакль в гамаках

Текст:  Ирина Никитина ( Тюмень)
Российская газета - Неделя - Урал: №79 (9024)
"Работа и работа", - так восприняли предложение перевоплотиться в девушек легкого поведения актрисы молодежного театра "Ангажемент". В предварительных читках - "Бабье лето", уже в афише - более узнаваемая купринская "Яма". Не столько про них, неприкаянных любок, манек, пашек с вывернутым детством, пропащим настоящим и нечитаемым будущим, а про то, сколько в каждом из нас (и тех, кто играет, и тех, кто смотрит) человека. Посыл стар как мир, а все равно свеж, в ум и сердце.
В первой постановке Романа и Екатерины Зориных много символов, живое исполнение старинных песен, великолепный актерский ансамбль. / Андрей Черных
Читать на сайте RG.RU

- Увлеклись мы с женой песнями начала XX века и придумали собрать их вместе. Катя предложила: давай возьмем монологи из "Ямы" Куприна, а она знакома с повестью. Стал изучать и я. Занялись полноценной инсценировкой еще в 2021 году, прошли читки в "Четком театре", предложили "Ангажементу", руководство согласилось. На репетиции ушло почти три месяца. Заняли два десятка артистов - недавно пришедшую молодежь и одного заслуженного - Алексея Шлямина, - рассказывает Роман Зорин.

Роман и Екатерина - актеры "Ангажемента". В новом проекте задачи разделили: она - за творческое, он - за техническое и музыкальное воплощение. Коллеги давно осваивают постановочное дело. Отчего ж не попробовать? Но взять для дебюта произведение, за которое писателя как только ни ругали, - шаг смелый, если не отчаянный.

Когда после просмотра начинается брюзжание: мол, спектакль не похож на фильм или книгу, - хочется выйти вон, сбежать от диванных всезнаек. Что книга, что спектакль - самостоятельные произведения. Не надо искать на сцене буквы, фразы, абзацы. Они стали символами. Разгадывание творческих ребусов Зориных и художника Алексея Паненкова - интеллектуальное наслаждение.

Как показать увеселительное заведение Анны Марковны на подмостках? Поделить их на три части и серединку сделать основным местом действия. Это и есть яма. Над ней - чистый ухоженный мир, откуда по лестнице спускаются новые гости. Поверху ее обрамляет полотно, отливающее свинцом, с угадываемыми кучами листьев и следами от грабель - будто мусор в яму смахнуть забыли. Под ямой-сценой - еще большая дыра, обиталище хозяйки. Никаких сложносочиненных конструкций - только лестница, крышка люка, пианино с книгами и гамаки для йоги. Последние - они же первые по значению в спектакле. Кто бы мог подумать, что обычный подвешенный полумешок станет частью театральной авантюры. Это и кокон для героинь, ночных бабочек, где они спят, пробуждаются, потягиваются, вылетают и выползают в новый день, и спасительное от стыда покрывало, и саван. Отчасти - система для кукловождения: так люди играют с людьми, богатеи играются с бедняками, мужики с девицами.

На тюменской сцене подростки со всей страны расскажут, что их волнует

Девицы, хотя и имеют разные имена, но похожи - в черных гимнастических костюмах, легких белых рубашонках. Правда, авторы в некоторых сценах дали им особые предметы - у кого воротничок, у кого шляпка или нарукавники. За годы жизни в гамаках они превратились в единую человечью массу, ведь их истории похожи: мать продала, мать отдала, мать не поверила… Начав взросление с предательства, шанса переломить судьбу не видать, и заведение Анны Марковны продолжит пополняться.

Несомненная удача "Ямы" - Юлия Шек в роли Женьки. Как она поет! Еще одна - настоящая скрипачка Елена Галкина. В дуэте с Романом Зориным, который играет Платонова и ловко управляется с пианино, украсила музыкальные номера. Роман отмечает, что время действия узнается лишь по песням начала прошлого века, из-за которых все, собственно, и закрутилось. Остальное - вне времени или на все времена. Студентики в берцах - почему бы и нет? Такие они и есть, если открыть двери сегодняшнего университетского корпуса.

На афишу Зорины поместили цитату Куприна "скверный водевиль с глубокой драмой". Прямое попадание. Несмотря на тему, спектакль совсем не откровенный. Рвущий на части, долго не отпускающий. Своевременный. Вневременной. Но однозначно не пошлый, не отталкивающий. Старшим коллегам в Тюмени стоит поучиться.

Тюмень Драматический театр