Что дает появление новых пунктов назначения на табло отправления представителям деловых кругов и простым гражданам? Прежде всего - новые возможности. Как отметил в ходе прошлогоднего визита в Минск губернатор Пермского края Дмитрий Махонин, открытие авиасообщения с Беларусью будет способствовать дальнейшей промышленной кооперации и развитию торговых отношений. В российском регионе развиты химическая промышленность, металлургия, производятся авиационные и космические двигатели, есть серьезные наработки в АПК. Белорусская сторона готова наращивать реализацию лесозаготовительной техники и другой продукции машиностроения. Стартовавшая 2 апреля полетная программа из Перми в Минск авиакомпании Nordwind поможет налаживанию более тесных контактов между сторонами по этим и другим направлениям.
Так, ныне реализуемый план работы и взаимодействия между Минском и Нижним Новгородом включает в себя 43 пункта. Сферы взаимных интересов - промышленность, транспорт, образование, культура и спорт. 2 марта в белорусской столице встретили первый после пандемии коронавируса пассажирский самолет из Нижнего Новгорода - Nordwind совместно с авиакомпанией "Икар" начала летать в Минск с периодичностью два раза в неделю.
- Этот авиамаршрут чрезвычайно важен для экономического сотрудничества, - прокомментировал событие министр туризма и промыслов Нижегородской области Сергей Яковлев. - Больше 20 лет наш регион имеет постоянное представительство в Беларуси, мы взаимодействуем по ряду сфер. Кроме того, Нижний Новгород - крупный промышленный центр, как и Минск.
Первый прямой рейс авиакомпании Red Wings прибыл из Уфы в Минск 6 марта. Инициатором начала регулярного воздушного сообщения была башкирская сторона. Глава Башкирии Радий Хабиров незадолго до этого признался белорусским журналистам, что взаимодействие с Минском всегда наполнено массой положительных эмоций. Вот кое-что из последних договоренностей: в Башкортостане будут разводить зубров из Беловежской пущи, совместно с белорусскими промышленниками возведут зернохранилища, зерносушилки и сервисный центр для их обслуживания, по улицам Уфы в нынешнем году поедут 40 троллейбусов минского производства. Из Башкирии в Беларусь планируется организовать поставки соды для стекольной промышленности, стиральные порошки, моющие средства, крепежные инструменты для МАЗа и "Атланта"… "Около 80 предприятий республики работают с белорусскими компаниями. Мы находимся на большом, серьезном витке роста сотрудничества и взаимодействия с нашими коллегами", - подчеркнул в январе Радий Хабиров. Он также напомнил, что в июне 2023 года именно в Уфе состоится юбилейный, X Форум регионов России и Беларуси. Как же такое событие - и без должного транспортного сопровождения?! Регулярное авиасообщение между Минском и Калугой удалось обеспечить благодаря авиакомпании "Северсталь".
Прилетевший в Минск первым рейсом губернатор Калужской области Владислав Шапша во время встречи с премьер-министром Беларуси Романом Головченко не скрывал, что ждал этого события с нетерпением: почти треть всей торговли этого российского региона со странами СНГ приходится именно на Беларусь. Еще один успешный пример сотрудничества - работа белорусских строителей, которые возводят в российском регионе жилые микрорайоны и социальные объекты. Много хороших примеров совместной работы в сфере промышленности - в частности, тесные контакты с МАЗом, производителями сельхозтехники и т. д.
Говоря об открытии прямых авиарейсов между Россией и Беларусью, инициаторы транспортного взаимодействия не скрывают: к появлению новых направлений в маршрутной сети Союзного государства еще надо привыкнуть. Поэтому новые направления пока субсидируются из региональных бюджетов. Как только пассажиры "распробуют" новые направления, можно будет говорить об увеличении частоты рейсов.
Пока же российская и белорусская стороны прорабатывают открытие новых направлений. К примеру, в марте Александр Лукашенко на встрече с главой Калмыкии Бату Хасиковым заявил, что Минск заинтересован в организации прямого авиарейса из Элисты. Для данного проекта белорусская сторона готова обсуждать предоставление эксклюзивных преференций для российских авиакомпаний в главной воздушной гавани страны. В конце прошлого года из Чечни пришла информация о том, что местные власти республики ведут переговоры о запуске прямого рейса из Грозного в Минск. В феврале на коллегии департамента по авиации белорусского Минтранса шла речь о планах открытия рейсов в Мурманск и Махачкалу - в дополнение к существующим направлениям: согласно летнему расписанию авиакомпании "Белавиа" самолеты белорусского перевозчика будут летать в Москву (аэропорты Домодедово, Шереметьево и Внуково), Санкт-Петербург, Калининград, Сочи, Екатеринбург и Казань.
Стараются и железнодорожники. С декабря международные перевозки в сообщении Беларусь - Россия организованы по основным пассажирообразующим направлениям в прямом и беспересадочном сообщении с Москвой, Санкт-Петербургом, Адлером, Анапой, Мурманском и Калининградом. На летний период увеличена периодичность курсирования поезда до Анапы, который будет следовать через день. Кроме того, для него сокращено время нахождения в пути в обоих направлениях более чем на два часа. По маршруту Минск - Санкт-Петербург летом и в пиковые периоды перевозок назначен дополнительный поезд с удобным для пассажиров и туристов расписанием. Столицу Беларуси и Псков с конца апреля свяжут вагоны беспересадочного сообщения. С 22 апреля Белорусская железная дорога также назначила еженедельный поезд Минск - Архангельск.
Что касается туристических перспектив, связанных с открытием новых пассажирских рейсов между Беларусью и Россией, то эта тема будет обсуждаться в Минске 13-15 апреля на Международной весенней выставке-ярмарке туристских услуг "Отдых-2023". В ее рамках пройдет Первый российско-белорусский туристический конгресс, охватывающий широкий спектр актуальных вопросов взаимодействия двух страны в данной сфере. О результатах работы выставки и форума - в ближайших номерах "СОЮЗа".