12.04.2023 00:20
Общество

Постамат в подъезде: за и против

Текст:  Сергей Жуков
Российская газета - Столичный выпуск: №78 (9023)
В Москве набирают популярность постаматы: забрать оплаченные в интернет-магазинах заказы стало можно не только в метро и торговых центрах, но и в жилых домах.
Читать на сайте RG.RU

Проект "Московский постамат", напомню, стартовал в прошлом году. С тех пор жильцы более 200 домов выразили желание установить их в своих подъездах, подав заявку через mos.ru. Наибольший интерес проявили к новинке в Юго-Восточном и Зеленоградском административных округах. Особенно те, что проживают в 10-19-этажных домах. Почему? Говорят: удобно и экономит время, которое в столице часто в дефиците. "Не нужно идти в магазин или пункт выдачи: достаточно спуститься на первый этаж и получить посылку, - рассказали "РГ" в пресс-службе Агентства инноваций Москвы. - Причем заказы можно делать через разные приложения и в разных онлайн-магазинах, а получать их в одном месте - у себя в доме".

Как вернуть товары, купленные на маркетплейсах

В перспективе устройства в "тапочковой доступности" могут быть установлены практически в каждом подъезде. Однако не везде это возможно, поскольку есть определенные технические требования. Нужно свободное место для постамата и возможность подключить его к электросети. Если таких условий нет, можно разместить устройство и на придомовой территории.

Однако не всем нравится идея, что часть их холла займет большая "коробка". Поэтому важно знать: подать заявку через mos.ru на установку постамата в подъезде может любой желающий. Если технические возможности для размещения устройства есть, проводится собрание собственников, участники которого и решают: нужен им постамат или нет. А что делать, если жильцы, допустим, сначала согласились, а через месяц передумали и потребовали убрать устройство? В этом случае им придется снова проводить собрание и голосовать за или против? Это достаточно длительный процесс. "Именно поэтому в домах, откуда поступили заявки от желающих установить постамат, мы предлагаем бесплатную апробацию оборудования в течение нескольких месяцев в преддверии собрания, - объяснили "РГ" в пресс-службе проекта "Московский постамат". - Это поможет каждому жителю принять объективное решение по установке или отказу от постамата на основе собственного опыта".

Постаматы просты в использовании и экономят время, которое в столице часто в дефиците

По мнению авторов проекта, многие москвичи такой формат доставки еще не освоили. Сейчас происходит только первое знакомство с ним. Но параллельно сеть постаматов продолжает расширяться: в ближайшее время еще 55 устройств появятся в городских библиотеках. В дальнейшем через постаматы, рассказали в Агентстве инноваций, можно будет отправлять одежду в химчистку, обувь в ремонт, а также возвращать бракованные или неподошедшие товары. Не исключено, что с помощью таких устройств можно будет получать городские сервисы и госуслуги.

Кстати

Количество постаматов в Москве и области за последние пять лет увеличилось более чем в три раза - до 10 тысяч, а это почти треть от всех подобных устройств в России. Надо иметь в виду: постаматом, установленным в подъезде жилого дома, могут пользоваться только люди, которые там проживают. Расходы на установку, обслуживание и эксплуатацию постамата, включая потребляемую им электроэнергию, несет организация, которой он принадлежит.

Общество Москва