Камчатский исполин Шивелуч проснулся в ночь на 11 апреля. Густое темное облако затянуло небо на десятки километров. Пепел накрыл поселки Ключи, Козыревск и Майское Усть-Камчатского района, пепельные осадки были также в соседних Быстринском и Мильковском районах.
- Извержение было очень мощным. В Ключах, по моим оценкам, выпало пять-шесть сантиметров пепла, - рассказывает старший научный сотрудник Ключевской вулканической станции Юрий Демянчук. - Пеплопад у нас продолжается, в ночь на среду выпал один миллиметр.
Пугающие 20 сантиметров пепла в Ключах, о которых сообщалось накануне, - это "сугробы", возникшие в результат передува. И пепел, похоже, будет носиться с места на место постоянно, потому что рожден андезитовым вулканом.
По словам вулканолога, химический состав андезитового пепла особый, к тому же высока и его газонасыщенность, особенно в первую пару суток. При попадании пепла в организм происходит интенсивная дегазация. Тем не менее, несмотря на рекомендации медиков и спасателей, защитные маски в Ключах носят далеко не все, да и дома люди не отсиживаются.
Местные жители пытаются очистить дворы от пепла, но куда его денешь? Он повсюду. Краевые власти объявили о старте работ по ликвидации последствий пеплопада, несмотря на то что он все еще продолжается. В поселках есть техника, которая позволит начать расчистку территорий. В первую очередь нужно убрать снег и пепел возле объектов социальной сферы. Губернатор Камчатки Владимир Солодов заявил, что засыпанные пеплом села отмоют при помощи пожарных машин.
А пока местные власти пытаются решить проблему с питьевой водой: организовали подвоз из ближайшей воинской части. Также районная администрация заявила о закупке пяти тонн бутилированной воды для населения.
Между тем вчера активная фаза извержения Шивелуча завершилась. Директор Института вулканологии и сейсмологии (ИВиС) ДВО РАН Алексей Озеров заявил, что событие развивалось по самому благоприятному сценарию.
- Основная часть первого выброса пепла с вулкана была унесена ветром на северо-запад Камчатки. Сошедшие вниз пирокластические потоки не дошли до дорог и мостов. Еще одной причиной благоприятного развития события является холодное время года. По прогнозам, в ближайшие дни в населенных пунктах, которые накрыло пеплом, пойдет снег, который продлится несколько дней и накроет пепел. Это позволит минимизировать возможные неблагоприятные последствия для органов дыхания у местных жителей, - отметил директор ИВиС.
Еще одним позитивным фактором стало то, что туристический сезон на Камчатке еще не стартовал. Эксперты не исключают, что извержение может поспособствовать росту турпотока.
- Интерес к Камчатке должен возрасти. Кто-то из туристов, возможно, захочет еще раз приехать на полуостров и увидеть, во что превратились подножия и склоны двух вулканов после сильных извержений, - считает вулканолог, основатель камчатского музея "Вулканариум" Сергей Самойленко.
Чем грозит самолетам вулканический пепел
Валерий Шелковников, президент Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов":
- Те частицы, что представляют опасность для самолетов, плывут на критической для авиации высоте 8-12 километров. Попадая в двигатели, они могут быстро выводить их из строя. Известный случай: в 1982 году у "Боинга-747" авиакомпании British Airways, который попал в облако пепла от извержения вулкана в Индонезии, отказали все четыре двигателя. Лишь чудом удалось избежать трагедии.
Эксперты ИКАО считают, что полеты не безопасны при любой концентрации пепла. Даже самой низкой. Сейчас ситуацию с облаками вулканического пепла непрерывно отслеживают метеоспутники. Им помогают метеостанции, запускаемые на аэростатах, и наземные станции. Данные оперативно поставляются в аэронавигационные службы по всему миру.
Существуют и общие рекомендации ИКАО "Вулканический пепел. План действий при непредвиденных обстоятельствах". Особенно они важны при выполнении дальних рейсов. Летчикам приходится или выбирать маршрут в обход очага, или "подныривать" под облако, или, наоборот, перелетать с набором высоты.
Некоторые мировые авиакомпании начали устанавливать на своих самолетах детекторы облаков вулканического пепла. На борту размещается инфракрасное оборудование, изображения с которого поступают на дисплеи пилотов и в диспетчерские службы. Это позволяет пилотам видеть облака вулканического пепла за 100 километров вперед и на высотах от 5000 до 50 000 футов. А у диспетчеров появляется возможность построить точную модель распространения пепла в режиме реального времени, а значит, держать открытыми большие участки воздушного пространства вместо их тотального закрытия во время извержения вулканов.
Подготовила Наталия Ячменникова