12.04.2023 10:23
Культура

В центре Москвы открыт музей единственной не раскрытой в царской России подпольной типографии РСДРП

Текст:  Сергей Жуков
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №79 (9024)
В центре Москвы, на Лесной улице, сохранился бывший доходный дом купца Кузьмы Колупаева. С фасада на прохожих смотрит вывеска "Оптовая торговля кавказскими фруктами Каландадзе". За витражным окном - лоток с яблоками, лимонами, апельсинами... Но это муляжи, "выращенные" на одном из советских заводов.
Читать на сайте RG.RU
Подпольная типография в центре Москвы

Многих это сбивает с толку, и люди периодически заходят за покупками. На самом деле здесь находится подпольная типография, которая работала в Первую русскую революцию. Сейчас тут музей - один из старейших в столице. Ему в этом году исполняется 99 лет.

Типографию открыли в 1905 году представители Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). Она проработала год, но так и осталась единственной в стране нераскрытой. Помогла четко продуманная конспирация. И хитрость! Место подобрали необычное: рядом Бутырская тюрьма, полицейский участок, пост городового и винный завод, который тоже мощно охранялся. Подпольщики решили: в этом кольце искать точно не будут. В доходном доме сняли квартиру с кухонькой, жилой комнатой и торговой лавкой, где решили для легенды продавать фрукты. Свое дело, или ИП, как бы сейчас сказали, открыл грузин Мириан Каландадзе. Человек с опытом в торговле и чистой репутацией. Ему выдали официальный документ, подлинник которого хранится в музее. Там говорится, что бизнес в Москве вести ему разрешается, не судим и ни в чем дурном замешан не был. Однако сам он при магазине не жил, от его имени торговал его соотечественник Силован Кобидзе, приехавший с женой и пятимесячной дочкой. И тоже неспроста - у кого будут вопросы к семье? А в случае чего он умело имитировал кавказский акцент, демонстрируя разрешение на торговлю и отправляя к хозяину, который в отъезде.

Покупатели в лавку действительно заходили, но поскольку тут торговали оптом, их было не так много. Изредка кому требовался сразу ящик лимонов. На это и был расчет. Да и фрукты сюда завозили не с Кавказа, а скрытно закупали на соседних рынках. Работа кипела: были накладные, счеты для расчета оплаты за товары и конторка. Главное - товар в лавку привозили ящиками, а в самом низу прятали бумагу и даже детали печатного станка, который собирали уже на месте. Готовые листовки служанка, бывало, вывозила в детской коляске, спрятав под ребенком.

Фрукты хранились в подвале, который сохранился по сей день и куда можно спуститься. Сейчас он вентилируется: тепло и светло. А в начале XX века было темно, холодно и сыро. Полицейские сюда не раз заглядывали, но видели только сваленные в кучу мешки, ящики и сливной колодец. "Места здесь были топкие, в подвалах часто рыли колодцы, чтобы туда уходила вода. Даже сейчас, когда тает снег, здесь скапливается вода, - рассказала "РГ" заведующая отделом "Подпольная типография 1905-1906 гг." Музея современной истории России Ксения Столярова. - Потому тогда это никого не удивляло. Правда, колодец был углублен и обит досками. Это вызывало вопросы". И на это у подпольщиков было объяснение: земля осыпается, поэтому и укрепили. На самом деле, там был вырыт лаз в потайную "пещеру", куда и заползали печатники, закрывая проход за собой ящиком с землей. Доски в итоге вставали плотно, зазоров не было, да и когда стучали по стенке, раздавался глухой звук. Значит, за ней ничего нет. Так думали стражи порядка.

Музей МХАТ откроет выставку об Островском в Торжке - прообразе города Калинова из "Грозы"

В тайной комнатке, где помещались два человека, был установлен печатный станок тигельного типа, изобретенный американцем Гордоном. Потому и назывался "Американкой". Набранный вручную текст из металлических литер крепился на одной плите, на другую помещался лист бумаги. Нажатием педали плита плотно прижималась. Устройство воспроизводило до 500 листовок в час. Дольше, говорит Столярова, находиться там было опасно: не хватало кислорода. Если свеча гасла, значит, пора выбираться. Так и менялись поочередно. Одни печатники снимали жилье поблизости, а другие и вовсе жили месяцами в подвале, играя, когда нужно, роль разнорабочих. Отсюда многие из них приобрели проблемы с легкими. Сейчас в потайную нишу попасть, увы, нельзя. Небезопасно. Для экскурсантов прорубили окно, через которое и можно увидеть типографию.

На случай обыска подпольщики придумали систему тайных сигналов. Если нагрянула проверка, ближе к окну сдвигали стоявший в углу розовый куст. С улицы это было видно, потому свои люди обходили дом стороной. Печатников о незваных гостях предупреждала служанка, которая начинала гладить белье с помощью рубеля. Она накручивала непросохшую одежду на скалку, а потом, придерживая рукой, катала по ней рубелем. Звук был специфичный и громкий. Станок располагался аккурат под местом, где гладили белье, потому рабочие еще улавливали и вибрацию. И прекращали печатать. А по вечерам хозяйка шила на ножной швейной машинке, которая приглушала шум типографии. За год работы там отпечатали четыре номера газеты "Рабочий", один номер "Известий" Московского совета рабочих депутатов и различные листовки. Закрылось подполье летом 1906 года. Станок разобрали и увезли, а тайную комнату засыпали землей. Уже потом, когда большевики придут к власти, подпольщики расскажут о типографии и откроют на ее месте музей, который работает до сих пор.

Москва Музеи и памятники