Елена Ефимовна, в какие отделения госпитализируются малыши из новых регионов?
Елена Петряйкина: Больше всего в отделения онкогематологии и хирургической онкологии. А еще в отделение челюстно-лицевой хирургии, дерматовенерологическое, отделение медицинской генетики. Вот сейчас 14-летний мальчик из Мариуполя лечится в онкологическом отделении хирургических методов лечения. Диагноз у ребенка сложный - дисмоидный фиброматоз правой подмышечной области. Специалисты поймут. Это не злокачественная опухоль, но агрессивная. Два года назад его в Мариуполе прооперировали. А вот теперь у нас в больнице он получает препарат, который должен уменьшить опухоль.
Должен? Уменьшил?
Елена Петряйкина: Есть положительная динамика. Мальчик чувствует себя хорошо. А в отделении онкогематологии лечится 6-летний малыш из Енакиево. У него апластическая анемия. И сейчас решается вопрос о проведении ему пересадки костного мозга от неродственного донора.
А как решится вопрос неродственного донора?
Елена Петряйкина: Это непросто и небыстро. Есть база данных о донорах костного мозга. Мы вхожи в эту базу и потому надеемся, что поиск не будет длительным и малыша удастся спасти. И уж раз у нас разговор о детях из новых субъектов, то уместно сказать о том, что оказанию такой помощи очень помогают возможности телемедицины. У нас есть Центр телемедицинского консультирования и госпитализации. Ему два года. За это время наши специалисты провели 30 тысяч консультаций и врачей, и пациентов из всех регионов страны.
Можно считать доказанным преимущество телемедицины. Но все же люди предпочитают получать помощь не на расстоянии, а при непосредственном контакте со специалистами.
Елена Петряйкина: Кто бы спорил! Но телемедицина с ее максимально быстрым привлечением федеральных экспертов для оказания помощи в тяжелых случаях улучшает исход лечения. И это не зависит от того, где пациент находится: рядом с больницей или за тридевять земель от нее. Как это происходит на практике? Заявки на проведение консультаций поступают к нам по специальным каналам связи. Администратор круглосуточно принимает запросы, обрабатывает их, передает экспертам.
Вот получил эксперт запрос, а далее?
Елена Петряйкина: Он отвечает в форме письменного заключения. Во многих случаях оказывается видеоконсультативная помощь. В нашем телемедицинском центре три зала для видеоконференций. В залах микрофоны высокой чувствительности, мониторы. На прием одной заявки обычно уходит от двух до пяти минут.
В эти минуты включены не только прием и обработка документов, но и назначение консультантов, и маршрутизация запроса врачам-экспертам. Правда, на обработку сложных запросов уходит больше времени. Ответ на плановые заявки занимает целых три дня.
С какой патологией чаще всего обращаются в телемедицинский центр?
Елена Петряйкина: С генетической патологией, неврологическими заболеваниями, нейрохирургией, сердечно-сосудистой патологией и для реконструктивно-пластической хирургии.
Так уж получилось, что ваш телемедицинский центр начал работать , когда по миру начал шествовал ковид...
Елена Петряйкина: Понимаю, не самое лучшее время. Но то, что в национальных медицинских исследовательских центрах были созданы федеральные дистанционные реанимационные консультативные центры, бесспорно положительно сказалось на противостоянии ковиду. У нас было проконсультировано почти 5 тысяч пациентов с новой коронавирусной инфекцией. Лишь один пример. Благодаря телемедицинским технологиям удалось спасти ребенка с тяжелейшим заболеванием. Ковид у мальчика протекал нетипично: был восходящий паралич. Этот ребенок был госпитализирован в стационар по месту жительства в тяжелейшем состоянии: не мог ходить, нарастала дыхательная недостаточность. Телемедицина помогла нашим врачам корректировать его лечение, согласовывали с коллегами из региона буквально каждый шаг, и ребенок не просто выжил - он вернулся к нормальной жизни.
Сейчас явная мода на телемедицину, в том числе и в педиатрии. Однако никогда не забуду встречу с великим российским педиатром Юлией Фоминичной Домбровской. Она сказала: "У врача, прикасающегося к ребенку, должны быть теплые руки". С тех пор прошло много лет. Выросло поколение людей, которые не мыслят себя без компьютера, интернета, цифровых технологий. Между тем основная претензия родителей, бабушек, дедушек к врачам - он (она) с нами даже не поговорили, трубкой не послушали. И начинается поиск другого врача, который и послушает, и слова скажет, а может, и по головке погладит.
Елена Петряйкина: И мне нередко доводиться выслушивать такие претензии. Они понятны. Более того, считаю их справедливыми.
Слово по-прежнему лечит?
Елена Петряйкина: Конечно! В сочетании с новейшими технологиями.
Российская детская клиническая больница Российского научно-исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова Минздрава России рассчитана на 1025 коек. Помощь оказывается по 30 профилям. Здесь 48 отделений: каждый год лечатся 30 000 пациентов не только из регионов России, но и ближнего и дальнего зарубежья. Проводится 15 000 операций.