В нынешнем учебном году их посещали 1200 ребят из Екатеринбурга, Первоуральска, Полевского, Краснотурьинска, Нижнего Тагила, Новоуральска, Каменска-Уральского, Верхней Салды, Заречного и Красноуфимска. Все они учатся в 8-11 классах. Подростки посвящали по четыре академических часа в неделю экономике предприятий, бизнес-моделированию, тайм-менеджменту, маркетингу, конкурентной рыночной разведке, а вместо диплома защищали бизнес-проекты.
- Программа написана с учетом возраста, для 14-16-летних. Никаких скучных лекций, старались подать информацию в игровой форме, сложные вещи доносили буквально на пальцах, например, расчет рентабельности, режимы налогообложения, - рассказала куратор проекта Анастасия Масленникова.
Особый восторг у ребят вызвали мастер-классы настоящих предпринимателей - таких приглашенных гостей в проекте уже несколько десятков.
При разработке бизнес-проектов школьников не ограничивали ни по сумме, ни по отраслям. И их фантазия не подкачала: помимо традиционных кофеен, пекарен и цветочных киосков ребята захотели открыть магазин эзотерики, бутик апсайклинга (вторичного использования вещей), аудиохранилище учебников для тех, кто не успевает читать, а также несколько производств.
К примеру, девятиклассник екатеринбургской гимназии № 202 Кирилл Гашков создал образец жгута-турникета для тактической медицины. Именно такие он собирается выпускать в швейном цехе. В новинке вместо обычного пластика использован ацеталь, который впитывает влагу и не лопается на морозе. Китайские и американские аналоги в три раза дороже, российский - всего лишь копия заморской продукции, так что перспективы у разработки школьника очень хорошие.
Ученицы екатеринбургской школы № 200 Александра Морозова и Татьяна Торгонина замахнулись на более масштабное импортозамещение - зубных имплантатов.
- Когда моей маме понадобилось протезирование, все зарубежные варианты оказались слишком дорогими, и я стала думать, как начать выпуск качественных и доступных аналогов, - призналась одна из девушек.
Если этот проект экспертное жюри признало самым социально важным, как и зоогостиницу Анастасии Мельник, то идею команды из Краснотурьинска - самой креативной. Александр Иванов, Арина Фадеева и Полина Никанорова захотели создать магазин кастомной одежды, где наскучившие вещи дизайнеры перешьют, распишут красками, украсят вышивкой по персональному заказу. А вот Никита Колесов придумал, как заработать на тач-боте, который отслеживает активность профиля ребенка в социальной сети "ВКонтакте" и "докладывает" родителям о нежелательном контенте.
- Конечно, идеи требуют более глубоких расчетов, но я не увидел ни одной "космической" - абсолютно земные, с понятной монетизацией. Хорошо, что ребята понимают потребности потребителей. Я в них верю и рассчитываю, что проекты превратятся в рентабельный бизнес, - отмечает основатель компании "Кейтеринбург" Андрей Гончаров.
Он называет свою деятельность impact-инвестированием. Такой термин появился в 2007 году, под ним понимают вложения, направленные на социальные преобразования, развитие общества. В России классических примеров impact-инвестиций пока не так много, тем интереснее каждый из них.
- Нашему бизнесу 18 лет, было много просветительских проектов. Видимо, сейчас готовы к следующей ступени, - поясняет Андрей Гончаров. - В России не принято, к сожалению, романтизировать образ бизнесмена. Негативный шлейф тянется из 90-х, хотя очень много современных положительных примеров. Знакомя детей с лучшими практиками, мы влюбляем их в предпринимательство, закладываем мотивацию. Нет более крутой и интересной затеи, чем начать свое дело. Это не всегда просто, но очень интересно!
Действительно, за плечами "Кейтеринбурга" много оригинальных акций. Так, компания вместе с благотворительным фондом Антона Шипулина пропагандировала здоровый образ жизни. В рамках проекта "Гастриту.net" повара показывали студентам уральских вузов, как вкусно и полезно питаться всего на 120 рублей в день. В 2023 году на одном из крупнейших российских металлургических предприятий начала действовать корпоративная программа "Тарелка здоровья", меню для которой разработали технологи оператора питания. В прошлом году "Кейтеринбург" назвали "Компанией года" на конкурсе "Золотая услуга-2022" регионального министерства АПК и потребительского рынка. А проект "Предпринимательские классы" вошел в десятку лучших примеров социально ответственного бизнеса народной премии E1.
Уже сейчас его организаторы понимают, что образовательная программа будет долгосрочной, а охват уральских городов планируется увеличить с 10 до 20. Также есть планы выйти в другие регионы присутствия "Кейтеринбурга": главное, чтобы там был профильный вуз-партнер. В Свердловской области в такой роли выступает Уральский государственный экономический университет (УрГЭУ), всего же в обучении задействованы 70 опытных преподавателей УрГЭУ и Уральского института управления РАНХиГС.
Подать заявку на участие в проекте школа может как самостоятельно, так и через управление образования. Дополнительной нагрузки на учителей никакой, нужно только предоставить помещение для занятий. От ребят, в свою очередь, требуется большое желание: никаких вступительных тестов сдавать не придется.
- Главный критерий - ребенку должно быть интересно. Предпринимателями не рождаются, ими становятся, - подчеркивают в "Кейтеринбурге".
Справка
"Кейтеринбург" входит в топ-5 федеральных операторов питания. Компания оказывает услуги в пяти федеральных округах РФ и в Армении. Под ее управлением находятся более 700 объектов, где ежедневно питаются 300 тысяч человек.