13.04.2023 08:52
Экономика

В Удмуртии началось производство узлов для отечественных самолетов

Текст:  Валерий Львов
Российские авиастроительные предприятия начали восстанавливать объемы производства импортозамещающих комплектующих и агрегатов для отечественных гражданских самолетов и вертолетов, утраченные за десятилетия эксплуатации в авиакомпаниях иномарок.
Читать на сайте RG.RU
/ Из архива предприятия

Так, на Сарапульском электрогенераторном заводе (АО "СЭГЗ") в Удмуртии началось производство отечественных узлов для российского Sukhoi SuperJet New, которые позволят уйти от зависимости в иностранных запчастях для критически важных систем воздушного судна. Что это за агрегаты и почему они так важны как для конкретного самолета, так и для всей авиастроительной отрасли в целом мы спросили у генерального директора удмуртского завода Алексея Беляева.

Алексей Александрович, как ваш завод участвует в проекте Sukhoi SuperJet New?

Алексей Беляев: Мы занимаемся импортозамещением электродвигателей привода насосной станции и привода отсечного противопожарного крана, а также участвуем в изготовлении и испытаниях новых двигателей для бортовой системы кондиционирования воздуха. Эту работу завод ведет совместно с уфимским разработчиком АО "УАП "Гидравлика", нижегородским АО "Теплообменник", московскими АО "ОКБ "Кристалл" и "АВИААГРЕГАТ-комплект-холдинг". Помимо нового "Суперджета" мы участвуем и в производстве нового российского военно-транспортного самолета ИЛ-114, а также производим агрегаты для самолетов ИЛ-96, ТУ-214, легкого многоцелевого самолета "Байкал" и изготавливаем двигатель-генератор для регионального самолета ТВРС-44 "Ладога".

Мы в очень сжатые сроки провели все необходимые подготовительные работы и уже готовы начать серийное производство изделий. Во многом эту работу удалось выполнить так быстро благодаря большим компетенциям СЭГЗ в производстве узлов и агрегатов для самолетов и вертолетов, ведь это те задачи, для которых завод и был построен 80 лет назад, в самые тяжелые годы Великой Отечественной войны.

Почему Сарапульский электрогенераторный завод раньше не производил эти двигатели для российского самолета "Сухой Суперджет"?

Алексей Беляев: Производители и поставщики основных узлов и агрегатов воздушного судна прописываются еще в бумаге на стадии проекта. Когда самолет уже производят серийно, попасть в него со своими изделиями практически нереально - никто не будет переписывать заново конструкторскую документацию машины ради того, чтобы на заводе-изготовителе меняли одного поставщика на другого. В создании того же "Суперджета" участвовали много иностранных специалистов, западных компаний, которые вносили в проект своих разработчиков и поставщиков. К сожалению, эта практика международной кооперации часто приводила к тому, что наши российские производители вынуждены были сокращать номенклатуру изделий, предназначенных для гражданской авиации, прекращать разработку новых узлов и агрегатов или вовсе уходить с этого рынка. Например, наш Сарапульский электрогенераторный завод, без которого до начала 90-х не обходилась разработка ни одного воздушного судна в СССР, вынужден был больше чем в половину сократить номенклатуру изделий для гражданской авиации и искать новые рыночные ниши по своему профилю. К счастью, в лихие 90-е, благодаря грамотным решениям Совета директоров завода, команды управленцев, предприятие удалось сохранить, не распродать под торговые центры, не потерять костяк трудового коллектива, наши производственные компетенции. И сегодня все это снова понадобилось нашей стране.

Я благодарен акционерам предприятия, основному собственнику завода, cовету директоров, которые в течение последних 10 лет поддерживали предложение о распределении большей части прибыли предприятия на его развитие. Благодаря тому, что заработанные деньги вкладывались в Сарапульский электрогенераторный завод, а не выводились из него, нам удалось обновить станочный парк, отремонтировать старые и построить новые цеха, собственный литейный комплекс, учебный центр, вложить десятки миллионов рублей в развитие ключевых специалистов. Итогом этой работы стало то, что мы оказались готовы к введению беспрецедентных западных санкций и сегодня выполняем задания Правительства и Минпромторга России по импортозамещению гражданских изделий и изделий двойного назначения.

/ Из архива предприятия

Получается, что санкции пошли только на пользу заводу?

Алексей Беляев: Говорить так было бы слишком самоуверенно, работать в условиях экономических санкций в современном глобальном мире очень сложно. Но если воспринимать эту ситуацию, как вызов, как повод найти другие, пусть и более сложные решения, то можно сказать, что санкции дали нам мощный стимул к возрождению отечественного производства, в том числе, и в отрасли авиастроения. Надеяться больше не на кого, западные компании для нас закрыты, нужно вспомнить, что когда-то, а с исторической точки зрения буквально вчера, в том числе и мы задавали тон в мировом авиастроении. Наши легендарные самолеты производили фурор на международных авиакосмических салонах, наши туполевы, илы и яки перевозили сотни миллионов пассажиров практически на половине земного шара, наши вертолеты помогали строить города и промышленные объекты в самых отдаленных уголках планеты. К этому нам нужно возвращаться, мы умеем строить надежные хорошие гражданские воздушные суда, надо просто начать снова это делать. Реакция коллективного Запада на проведение специальной военной операции еще раз показывает истину выражения о том, что у России есть только два союзника - ее армия и флот.

А что еще завод развивает сегодня в плане импортозамещения?

Алексей Беляев: В мае этого года мы будем отмечать вторую годовщину запуска производства тяжелых тяговых двигателей для трамваев, которые внутри завода получили название ДАТ-72. Раньше российские производители пассажирского электротранспорта закупали до 75% таких двигателей в Чехии и Австрии, сейчас их поставки значительно сократились, а стоимость существенно выросла. Когда мы начинали этот проект, перед нами стояла сложная задача: сделать двигатели такими же надежными, как у именитых европейских производителей, и при этом доступными для наших заказчиков. Мы справились. Двигатель получился надежным и недорогим. Сейчас мы поставляем их для одного из крупнейших российских производителей современного пассажирского электротранспорта - "ПК Транспортные системы", а также выполняем международный договор. Наши двигатели покупает один из крупнейших производителей транспорта в СНГ - белорусский BKM HOLDING. Так что городские трамваи ни в России, ни в Белоруссии из-за санкций не встанут.

Кроме того, мы активно замещаем на рынке промышленные электродвигатели, в том числе, во взрывозащищенном исполнении. Их используют в атомной, нефтяной, газовой и пищевой промышленности, а также изготавливаем приводы запорной арматуры для нефтегазопроводов. Вся эта продукция максимально локализована у нас на СЭГЗ, при ее изготовлении используются отечественные комплектующие и материалы. Кстати, благодаря внедрению принципов бережливого производства мы сократили сроки изготовления одного электродвигателя с нескольких дней до нескольких часов.

Эти проекты мы реализовали при поддержке Фонда развития промышленности, Федерального центра компетенций, правительства республики и главы Удмуртии Александра Бречалова. Сейчас многие ниши на внутрироссийском рынке освобождаются, спрос на качественную доступную отечественную продукцию растет, настало время показать на что мы способны.

/ Из архива предприятия

Вас послушать, получается, что никаких проблем в оборонно-промышленном комплексе сегодня нет?

Алексей Беляев: Это только кажется, на самом деле вопросов, которые приходится решать, очень много, но есть три главных: оборудование, поставщики и люди. В этом году мы уже выделяем более полумиллиарда рублей на приобретение нового оборудования, и думаю, эта сумма будет расти. Мы смогли успешно заместить поставки комплектующих из недружественных государств, найдя партнеров в России и в дружественных странах.

Мы постоянно привлекаем квалифицированные кадры. В январе 2022 года, после более чем годовой подготовки открыли Учебный центр АО "СЭГЗ", в котором сейчас ведем обучение новых сотрудников и переобучение наших заводчан востребованным специальностям. Для вновь принятых работников предусмотрены "подъемные". Мы постоянно работаем над увеличением заработной платы сотрудникам: в 2022 году темп роста составил 111,4%, на этот год пока запланировано 115%, но, исходя из сегодняшней динамики, думаю, что удастся сделать эту цифру еще больше. Традицией стала выплата "тринадцатой" зарплаты.

Коллективный договор СЭГЗ уже четыре раза признавался лучшим в республике. Руководство предприятия совместно с профсоюзом работают над ежегодным увеличением количества льгот для сотрудников. При заводе работает санаторий-профилакторий "Озон", который получает лицензии на все новые и новые виды услуг, и думаю, что в этом году он сможет стать полноценной поликлиникой для наших работников. У завода есть своя турбаза, кроме того, мы отправляем сотрудников на отдых на Черноморское побережье - для всего этого, конечно, предусмотрены достаточно заметные льготы.

Благодаря своему уникальному потенциалу СЭГЗ давно и прочно стал градообразующим предприятием для моногорода Сарапула. Здесь живут почти сто тысяч человек - и на каждого из них работа завода так или иначе влияет. Наш завод является постоянным участником большинства социальных программ города, перечисляются налоги в бюджет. В содружестве с другим крупным и важным для ОПК предприятием Сарапула - АО "Элеконд" - наши депутаты активно работают в деле благоустройства города и помощи его жителям. Я вообще считаю, что сегодняшнее время - очень благоприятное для моногородов, таких, как наш Сарапул.

Наши сотрудники понимают, что успешно работая на СЭГЗ, они работают для защиты Родины, для защиты своих семей, для развития своего родного города. Поэтому работу свою они выполняют на "отлично" - и огромное спасибо им за это!

Экономика