Осенью 2022 года запустили Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР). Система предполагает передачу информации о всей размещаемой в Рунете рекламе в Единый реестр. Доступ к этой информации получают такие структуры, как ФАС и ФНС. Как заявляли разработчики ЕРИР, цель системы в придании рекламному рынку большей прозрачности. Согласно пояснительной записке к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", граждане, нарушившие закон, получат административный штраф в размере до 100 тыс. рублей, должностные лица - до 200 тыс. рублей, юридические - до 700 тыс. рублей.
По словам одного из авторов законопроекта, замглавы комитета Госдумы по информполитике Антона Горелкина, это нововведение вводится по требованию участников рынка.
"Часть участников рынка требуют ввести дополнительные меры административной ответственности, чтобы начать исполнять требования закона. Это поможет им оказаться в справедливых условиях по сравнению с теми, кто так и не приступит к исполнению закона и будет, соответственно, оштрафован. Кроме того, введение ответственности направлено на предоставление рынком полных, достоверных сведений о размещенной рекламе - по всей цепочке участников рекламных кампаний от рекламодателей, агентств, посредников до рекламных систем и конечных площадок", - сообщил Горелкин "РГ".
Роскомнадзор уже ссылался на то, что после добавления в КоАП штрафов за нарушения положений закона о маркировке интернет-рекламы он сможет полноценно наложить санкции на тех игроков рынка, которые уклоняются от исполнения обязательств по размещению токенов и передаче сведений в ЕРИР. Поэтому время игнорирования требований заканчивается, отмечает президент АРИР Борис Омельницкий.
"Сейчас большинство участников рынка разобрались с получением токенов и размещением их на креативах, а вот в части разаллокации актов, передачи сведений внутри цепочек, связанных с ручным внесением данных в разнородные интерфейсы, рынок рискует получить миллионы штрафов из-за неполноты, ошибок и технологических сбоев при работе систем. Мы надеемся, что по аналогии с процессом внедрения требований закона о маркировке удастся найти постепенный сценарий внедрения наказаний для нарушителей закона, чтобы не пострадали добросовестные представители бизнеса", - заявил Омельницкий.
Как рассказали "РГ" в Роскомнадзоре, на сегодняшний день информация в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) поступает от 5,7 млн участников рынка. "Зарегистрировано 16 млрд креативов. К сегодняшнему дню в системе учтена реклама, распространение которой обошлась рекламодателю в 190 млрд рублей, до операторов рекламных систем дошло 160 млрд рублей, из которых аренда рекламного инвентаря на интернет-площадках - 30 млрд рублей. В настоящее время ФАС, ФНС и Роскомнадзор в рамках своих полномочий начали работу по сверке данных в системе через открытые для этого личные кабинеты в ЕРИР. В результате анализа уже выявлены неполные или неточные сведения, в том числе об объеме денежных средств, затраченных рекламодателями на распространение рекламы. Перечень неточностей по каждому из участников распространения рекламы доведен до них через операторов рекламных данных", - заявили в пресс-службе ведомства.