17.04.2023 00:00
Экономика

Потенциал производства битума в России превышает 14 миллионов тонн в год

Текст:  Владислав Краев (Санкт-Петербург)
Российская газета - Спецвыпуск: Транспорт и логистика №82 (9027)
Масштабные дорожные проекты, развитие и модернизация существующих транспортных сетей, национальные программы способствуют стабильно высокому спросу на вяжущие. Сегодня Россия обеспечена битумными производствами для реализации стоящих перед отраслью задач.
Благодаря современным вяжущим материалам срок службы дорожного покрытия увеличивается. / Пресс-служба "Газпромнефть - Битумные материалы"
Читать на сайте RG.RU

При этом крупные игроки, которые сейчас выполняют достаточно большой объем работ, стремятся предложить передовые методы и материалы и даже новые сферы применения этого связующего компонента. О перспективах развития битумного рынка "РГ" рассказал гендиректор "Газпромнефть - Битумные материалы" Дмитрий Орлов.

Дмитрий Викторович, сегодня все более очевидна роль науки в развитии любой отрасли. Какое значение в работе "Газпромнефть - Битумные материалы" имеют научно-технологические исследования, и в какой степени востребованы их результаты?

Дмитрий Орлов: Битум - это продукт, который еще не до конца исследован. Его главное применение сейчас - это связующее для дорог. При этом потенциал его использования в разных отраслях пока не исчерпан. У нас есть исследования по совершенствованию отдельных качеств битума, чтобы добавить вяжущему такие характеристики, как работа в широких температурных интервалах, на покрытиях с большей интенсивностью, но меньшим износом, и так далее. Также это поиск новых сфер применения битумов. Есть смежные отрасли, например, аэродромное и дорожное строительство. Есть потенциал в промышленно-гражданском, малоэтажном загородном строительстве, мостостроении, тоннелестроении. И третье, это те сферы, где применение битума пока не распространено, например, энергетика, металлургия, но потенциально может получить развитие. Вот три основных направления нашей научной деятельности.

И все же основной потребитель битумной продукции - дорожное строительство. Что сегодня готово предложить ваше предприятие для увеличения долговечности трасс?

Как строят трассу от Казани до Екатеринбурга

Дмитрий Орлов: Прежде всего, конечно, наши современные битумные материалы: мы производим битумы по всем существующим российским стандартам. На протяжении многих лет сохраняем лидерские позиции по объемам выпуска модифицированных вяжущих, а также производим продукт в рамках объемного метода проектирования асфальтобетонного покрытия. Эта технология предполагает подбор вяжущего с учетом рекомендованных "температур эксплуатации" покрытия по специально разработанной шкале PG, включая требования к транспортным нагрузкам. Все это позволяет более "точечно" подбирать битум и асфальтобетонные смеси под конкретные условия и особенности региона будущей автомобильной дороги. Для нас является гордостью цифра в два миллиона тонн модифицированных вяжущих - именно столько за 11 лет произведено на активах "Газпром нефти". То есть свыше 45 тысяч километров дорог в России построено с применением высокотехнологичных материалов, чтобы покрытие служило дольше, а транспортная инфраструктура была безопаснее и надежнее. Второе - это широкая линейка битумопроизводных продуктов, в том числе тех, которые мы сегодня импортозамещаем. Например, взамен зарубежного герметизирующего материала мы сегодня предлагаем российский "Торма-Мост" марки "Брит" (имеются в виду материалы для устройства конструкций деформационных швов. - Прим. ред.).Часть линейки продуктов по многим характеристикам проявляет себя лучше импортных аналогов в устройстве дорожного покрытия. Основное назначение наших битумопроизводных материалов - это продление срока службы покрытия. Так, стыковочная лента помогает обеспечить надежное устройство технологических швов. А защитно-восстанавливающий состав, как понятно уже из названия, помогает защитить и восстановить. Его необходимо применять через три-четыре года после укладки дорожного полотна. Состав позволяет предотвратить преждевременный износ асфальтобетона. У нас есть собственная научная поддержка. Для российских дорог в нашем НИЦе разрабатываются рецептуры вяжущих, адаптированные под климатические условия региона и интенсивность движения. Эксперты центра успешно создают технологии производства битумных материалов, которые позволяют увеличить срок службы дорог.

Мы можем разрабатывать новые марки, те продукты, которые востребованы на том или ином локальном рынке. И сегодняшняя наша линейка продуктов "Брит" включает в себя почти 300 наименований, которые дают нам возможность выходить на рынок с комплексным предложением.

В патентном портфеле компании 26 уникальных инноваций, продлевающих срок службы дорожного покрытия

Есть у вас собственные ноу-хау? Запатентованные технологии и продукты?

Дмитрий Орлов: Потенциал применения битума в разных отраслях пока не исчерпан. / Пресс-служба "Газпромнефть - Битумные материалы"

Дмитрий Орлов: Да, это наша особая гордость. Мы не только экспериментируем в лабораториях, но и создаем абсолютно новые решения. Сегодня в нашем патентном портфеле 26 уникальных технических устройств, рецептур и методов испытаний, продлевающих срок службы дорожного покрытия. Некоторые из них в буквальном и переносном смысле стали толчком для развития нового направления. Так, запатентованная технология стабилизации грунтов позволила нам начать строительство промысловых дорог на нефтяных месторождениях в ЯНАО и ХМАО. Мы нарастили собственные компетенции, сформировали команду опытных экспертов и дорожников. Это стало одной из предпосылок для создания нового дочернего предприятия "Газпром нефти" - "Газпромнефть - Дорожное строительство".

И есть уже первые результаты?

Дмитрий Орлов: Предприятие появилось только в 2021 году, но уже в 2022-м его специалисты построили свыше 700 тысяч квадратных метров дорог, почти в три раза превысив плановые показатели. При этом, как уже сказал выше, "Газпромнефть - Дорожное строительство" применяет материалы на своих объектах, которые разрабатываем мы. И это подтверждение качества наших продуктов и услуг - мы даем гарантию уже не только на битумную линейку, которую поставляем, а фактически гарантируем качество дороги.

Задачи на 2023 год тоже достаточно амбициозны. Есть совместные планы с некоторыми региональными заказчиками, также планируем работать в текущем дорожном сезоне на федеральных объектах. Кроме того, продолжим взаимодействие с нашими коллегами по внутреннему заказу, по строительству промысловых дорог.

А как вы оцениваете битумный рынок в 2023 году? Какие перспективы?

Дмитрий Орлов: В России мы видим три основных драйвера спроса. Во-первых, это пятилетняя программа дорожного строительства, утвержденная правительством РФ. В ней определены объемы работ, которые предполагается реализовать в ближайшие пять лет, причем на всех уровнях - федеральном, региональном, муниципальном. Во-вторых, это национальный проект "Безопасные качественные дороги", который является хорошим локомотивом для отрасли. Именно благодаря ему российский рынок вырос в последние годы. Нацпроект - катализатор для увеличения объемов строительства и повышения качества автомобильных дорог. И третий фактор: реализация в целом инфраструктурной стратегии России, в рамках которой идет строительство таких трасс, как М-12 (Москва - Нижний Новгород - Казань). Если взять оптимистичный сценарий и расчет, то к 2033 году емкость внутреннего битумного рынка достигнет 8,5 миллиона тонн.

О самом главном

Российский рынок является третьим по объемам потребления битума в мире, он занимает порядка 6 процентов от мирового рынка, уступая только Китаю и США. В 2022 году, по данным аналитических агентств и экспертным оценкам, российский рынок производства вяжущих сократился на пять процентов, а потребление - на три процента. При этом с 2014 года российский рынок мощно прибавил - примерно на одну треть.

Ожидаете ли вы заметного увеличения спроса на вашу продукцию?

Дмитрий Орлов: В 2022 году объем выпуска битумов в нашей стране составил 7,7 млн тонн. При этом технологические мощности российских производителей битумных материалов уже сейчас позволяют увеличить эту цифру почти в два раза, до 14,5 миллиона тонн. Мы внимательно следим за спросом на рынке и готовы обеспечить его дополнительными объемами продукции. Для этого у нас есть мощная собственная производственная база, есть развитая экосистема терминальной сети и партнерских площадок для поставок во все регионы страны.

Фактически вы прогнозируете увеличение спроса на битум. Изменятся ли в связи с этим планы "Газпромнефть - Битумные материалы" на ближайшую перспективу?

Эксперт прокомментировал санкции на ввоз асфальта

Дмитрий Орлов: Мы готовимся перейти на комплексное управление жизненным циклом дороги - от строительства до эксплуатации. В целом мы уже располагаем необходимым набором материалов и технологий для продления сроков службы на каждом этапе жизни объекта.

При этом искусственный интеллект тоже может стать полноценным помощником в создании новых рецептур и материалов, моделировании свойств битумных вяжущих, строительстве автомобильных дорог. Первое применение - это доработка рецептур. Цифровые технологии за счет анализа больших баз данных позволят подбирать оптимальный состав для решения той или иной задачи.

Расширяя нашу научную базу, мы планируем трансформировать собственный Научно-исследовательский центр и открыть новые лаборатории уже в следующем году. Сможем более системно работать с грунтами, сырьем, битумопроизводными материалами, изучать физико-химические свойства вяжущего. Научно-исследовательский центр будет работать на площадке особой экономической зоны "Новоорловская" в Санкт-Петербурге.

Санкт-Петербург Крупные компании Промышленность