"Сейчас действует запрет на провоз жидкостей в объеме свыше 100 мл. При этом, по сумме тех емкостей, можно провозить до одного литра. То есть сейчас литр разрешен для провоза. При этом уже сейчас техническое оборудование в аэропортах позволяет определять состав жидкостей (вода это, или какие-то иные вещества). В следствие этого, в случае выявления опасных веществ, можно запретить их к провозу уже по факту, уведомив об этом пассажира. С учетом технологических новаций, с учетом того, что практика появилась только в 2007 году и не была внесена в приказ Минтранса, изменения не потребуют внесения документа в Госдуму, этот приказ необходимо скорректировать с учетом оценки факторов влияния и мнения экспертного сообщества" - говорит Илья Зотов.
Эта норма позволит большому количеству пассажиров, следующих с водой, либо с косметическими средствами, с собой провозить эти жидкости в объеме, не превышающем 1 л.
Сейчас жидкости до литра необходимо разливать по емкостям объемом в 100 мл. Общероссийское объединение пассажиров предлагает это правило упразднить, чтобы можно было провозить до литра в той емкости, которую изначально взял пассажир. Если же какие-то запрещенные жидкости все-таки выявляются, то пассажир будет допущен до полета, но с изъятием жидкостей.
"Конечно, аэропорты будут против, потому что мы лишаем их определенного рода доходов. Ведь при прохождении в чистую зону пассажир вынужден выбрасывать воду и покупать ее в аэропорту. Аэропорты против, потому что это возможность дополнительного заработка с пассажиров" - добавляет Илья Зотов.
Руководитель агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев считает, что о смягчении требований, предъявляемых к жидкости, говорить пока преждевременно:
"Отменить ограничения по объему провоза жидкости в ручной клади можно в двух случаях: если снизится уровень террористической угрозы или если будет повсеместно внедрено оборудование, позволяющее достоверно определять состав жидкости, провозимой в ручной клади. Первого мы пока не наблюдаем, компетентные органы, очевидно, не поддержат такую инициативу. Второе более реалистично, так как соответствующее оборудование действительно создано".
Олег Пантелеев полагает, что после завершения опытной эксплуатации и в случае повсеместного распространения соответствующих анализаторов было бы логично пересмотреть или отменить ограничение по провозу жидкостей. Но, с учётом того, что пока такое оборудование есть не во всех аэропортах, говорить о пересмотре документа рано.
Доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин РЭУ им. Г. В. Плеханова Наталья Свечникова считает, что провоз жидкости в объеме 100 мл не критичен для пассажиров:
"Изначально правила обусловлены тем, что из определённых жидкостей объёмом более литра можно создать взрывоопасную смесь, что является риском для безопасности полёта. Поэтому проносимая жидкость ограничена малыми дозами. 100 мл - это критическая масса, которая с одной стороны является более-менее безопасной, а с другой - это достаточный объем для жизненно необходимых жидкостей, которые могут понадобиться человеку в полете, например лекарств.
Жидкость объёмом 100 мл не представляет опасности: у экипажа будет достаточное количество сил и бортовых переносных огнетушителей, чтобы нейтрализовать последствия возгорания. То есть такой малый объем не создаст угрозы резкого возгорания в несколько сотен метров в высоту и ширину".
Правила провоза жидкости, действующие в аэропортах сегодня, введены в 2007 году в Великобритании после публикаций об угрозах "жидкого террора". Многие эксперты авиаотрасли считают их устаревшими с учетом возможностей технического оборудования.
В Южной Корее весьма строго относятся к проносу в самолет жидкостей, и правило "не более 100 мл" всегда соблюдается. Даже если, допустим, тюбик для зубной пасты рассчитан на 150 граммов, а в нем явно осталось меньше половины, вам все равно скорее всего не дадут возможности пронести эту емкость из-за того, что ее максимально допустимый размер превышает допустимую норму. С другой стороны, часто могут пропустить термосы, если видно, что там лишь совсем немного жидкости.
На сайте итальянской авиакомпании ITA Airways указано, что "жидкостями считаются следующие вещества: гели, пасты (например, зубная), лосьоны, смеси жидкости и твердого тела, содержимое контейнеров под давлением (например, пена для бритья), гели для волос, напитки, мыло, джемы, сиропы, духи, пена для бритья, аэрозоли и другие продукты с аналогичной консистенцией". Пассажирам разрешено иметь в ручной клади жидкости в контейнерах емкостью не более 100 мл, которые должны быть помещены в прозрачный, повторно запечатываемый пластиковый пакет емкостью не более 1 л. В случае провоза лекарств и веществ, предназначенных для специальных диетических целей, включая детское питание, путешественника могут попросить предоставить доказательства их подлинности и фактической необходимости провоза таких предметов.
Во Франции давно поговаривают о том, что пора кончать со сложившимся без малого два десятилетия назад положением, когда авиапассажирам приходится в обязательном порядке впихивать в сдаваемый багаж, скажем, пару бутылок "Бордо" или "Шабли", потому что с собой в кабину можно брать только 100-миллилитровые малютки. Поэтому возник целый класс товаров, ориентированный на тех, кто не может обойтись на борту самолета без тех или иных жидкостей или гелей. В ближайшие год-два ситуация может измениться. В парижском аэропорту Орли тестируют 3D-сканеры, способные выявлять взрывчатые вещества в ручной клади, что позволит не оставлять жидкости в сумках или рюкзаках.
По другую сторону Ла-Манша в аэропорту Лондон-Сити уже используется эта технология, и в конце марта 100-миллилитровый лимит отменили. Теперь разрешается брать в ручную кладь бутылки и прочие сосуды, содержащие до двух литров любой жидкости.
Подготовили Олег Кирьянов (Сеул), Нива Миракян (Рим), Вячеслав Прокофьев (Париж)
Елена Никитина, PR-менеджер, Москва:
- У меня родители в Сочи. Часто к ним летаю. В принципе было бы неплохо отменить ограничения, потому что приходится экономить на билетах. Если брать билет без багажа, то это на 4-5 тысяч дешевле. Для меня существенно. Но в сумку, которую можно брать в салон, много жидкостей не поместишь.
Ирина Попова, бухгалтер, Москва:
- Меня существующие сегодня правила сильно не обременяют. Два-три раза в год куда-то летаю. Понятно, что когда едешь на отдых, одной сумкой не ограничишься. Всегда беру билет с багажом. А бутылочку воды можно и перед посадкой в самолет купить, это около 100 рублей.
Подготовила Ольга Игнатова