Комсомольский проспект, значительная часть которого прилегает к метро "Фрунзенская". Здесь практически смешалось автомобильное и тротуарное движение. Как убедились корреспонденты "РГ", самокатчики часто создают аварийные ситуации: особенно этим грешат курьеры, которые не могут разъехаться даже на широкой пешеходной зоне. Многие из них одновременно и товары везут, и разговаривают по видео с малой родиной. Аборигены же частенько катаются на одном самокате по двое, хотя это запрещено. Но кто проверит? На том же каршеринге попробуй поверни не с того ряда - тут же штраф прилетит, а затем еще и последуют понижение рейтинга и рост персонального тарифа в сервисе. А самокату Правила дорожного движения - что пьянице лекции о здоровом образе жизни.
Прохожие возле магазинов и остановок автобусов не скрывают возмущения: "Сами видите! Несутся, того и гляди собьют! По тротуарам ходить страшно". Ну и дальше: "Я бы всех этих самокатчиков..." У катающихся другое мнение. Услышав нашу дискуссию с местной жительницей, один из них сам попросил слова. "Мы бы и ездили по паркам и дорожкам, если б не вот эти деятели, - показал парень на гуляющих собачников. - Сколько раз было: едешь спокойно, а тебе наперерез песель несется. Один раз я даже через поводок перелетел, все колени содрал. Давай я тоже подписи против йорков начну собирать?"
Пока, впрочем, сбор подписей организовали только антисамокатчики. По словам главы округа Анны Катковой, его ведут в основном местные активисты через домовые чаты. Кампания идет не слишком активно, но градус возмущения действительно высокий, признают власти муниципалитета. Обращения граждан будут рассмотрены на собрании, говорит собеседник "РГ". Но вешать "кирпичи" на тротуарах все равно никто не собирается. Во-первых, говорит Анна Каткова, нет единого мнения на этот счет в самом собрании. А во-вторых, даже если бы народные избранники оказались солидарны, у собрания в принципе нет полномочий "взять и запретить" самокаты на отдельно взятой территории.
Да и странно было бы выделять из всей столицы именно Хамовники. Действительно, в этом районе чаты пестрят сообщениями о наглых самокатчиках. Но каких-то резонансных ЧП здесь все-таки не было, чего не скажешь о других территориях. В сезоне-2023 в Москве уже как минимум восемь человек, согласно статистике столичных УГИБДД и прокуратуры, получили травмы в ДТП с самокатами. Многие из них - дети. И в основном это происходит из-за незнания правил: подростки просто внезапно выкатываются перед машинами, хотя проезжую часть нужно переходить пешком.
Самый обсуждаемый самокатный инцидент этой весны произошел на Новомарьинской улице, сообщили в пресс-службе прокуратуры Москвы. Там толпа подростков носилась на самокатах и один из парней сбил 7-летнего мальчика. Ребенок попал в больницу в тяжелом состоянии, а виновник укатил.
Несмотря на целый ряд случаев, свидетельствующих о массовости самокатных нарушений, никаких запретов или временных мораториев в Москве даже не рассматривают. Также Анна Каткова считает, что одними запретами проблему не решить, а вот предложить идеи по поводу регулирования этого транспорта можно.
Почему бы, например, не ввести номера для самокатов? Это сделает водителей более ответственными. Да и штрафовать можно будет за любое нарушение с помощью камер. Но решения нужно обсуждать и принимать на уровне Мосгордумы. Ее председатель Алексей Шапошников заявил, что в ближайшее время профильные комиссии рассмотрят вопрос о повышении штрафов для самокатчиков и их администрировании. Кроме того, предполагается утвердить единый для всего города порядок перемещения самокатов по городским паркам, скверам и другим общественным территориям. ЦОДД представит в парламент результаты мониторинга ситуации с самокатами в конце этого сезона.
В любом случае самокаты в Москве запрещать точно не будут. По словам заммэра Максима Ликсутова, этот вид перемещения стал новой транспортной реальностью. Ведь если раньше эти СИМ использовались исключительно как "транспорт первой/последней мили", то теперь для многих горожан они стали единственным способом передвижения по городу в теплый сезон.