- Это моя первая боевая награда (как и у моих товарищей), - признается Николай. - По своей должности мне приходится постоянно быть в "полях": с помощью беспилотника наш расчет обследует местность, выявляет живую силу и технику противника непосредственно от линии боевого соприкосновения до той глубины, которую можем охватить. И если обнаруживаем цели, то передаем данные артиллерии.
С Николаем корреспонденты "РГ" познакомились еще до награждения в израненном полупустом городе на Луганском направлении. Несмотря на усиленный обстрел кварталов вэсэушниками, жизнь сюда потихоньку возвращается - работают магазины, больница, регулярно доставляется гуманитарная помощь, да и сами бойцы всячески помогают населению. Так, в утро нашего приезда Николай собрал во дворе местных ребят и выкатил перед ними, изумленными от радости, новенькие велосипеды. Эту идею ранее подал командир, велосипеды закупили на частные средства, а доставили их друзья из краснодарского благотворительного фонда "Добро и дело". "Выбирайте, какой нравится!" - и каждому он подогнал двухколесного коня по росту, проверил крепления. Один худенький мальчишка лет семи слегка приуныл, когда понял, что рамы для него высоки, но Перс его успокоил: "Через неделю подвезем тебе велосипед меньшего размера". И выполнил обещание.
Сам Николай воспитывает четверых детей. По дому, конечно, скучает, но и держаться в стороне от событий не может. В первые недели специальной военной операции вместе с единомышленниками начал возить продуктовые наборы в освобожденные города. Люди неделями укрывались в подвалах от обстрелов, - без еды и воды - пока ВСУ применяли свою технику в жилых дворах, используя жителей в качестве щита.
- Мы были одними из тех, кто не боялся подъезжать близко к линии фронта, где основные гуманитарные поезда появлялись спустя неделю-другую, то есть когда становилось более-менее безопасно, - говорит он.
Приходилось рисковать. В разговоре Перс вспоминает ноябрьскую поездку в город Токмак Запорожской области - на двух "Газелях" вез нашим военным колеса на УАЗ, термобелье, спальные мешки. Волонтеры еще не достигли конечного пункта, как на дорогу опустилась ночь, за окнами хлестал дождь с мокрым снегом. Связи нет, в помощь только офлайн-карты навигатора. Проехав разрушенный мост, они заблудились в "серой зоне". Неизвестно, чем бы закончилось плутание по подозрительно молчаливым улицам поселков, если бы не пробило колесо одной из машин.
- Заночевали в первом дворе, - рассказывает Николай. - Утром увидели бойцов, попросили домкрат, а они, в свою очередь, интересуются: "Случайно не вы сегодня ночью ездили?" Услышав рассказ о наших злоключениях, военные покачали головами и ответили, что нам крупно повезло, так как взводный уже приказал взять наш конвой "под поражение", заподозрив в нас украинских диверсантов...
Гуманитарную помощь Перс возил добровольческим военным формированиям и ополченцам Луганской и Донецкой народных республик. Общаясь с командирами, постепенно погружался во фронтовую рутину.
- Что побудило отправиться добровольцем? - уточняет Николай. - Мне близки слова героя ДНР Арсения Павлова, моего однофамильца, с позывным Моторола, круче него, по-моему, никто не сказал: "Сел на поезд и приехал. Русские здесь, вот и приехал".
В подразделении фронтовой разведки в основном служат мужчины 40-50 лет, и они пришли сюда осознанно. Кто кадровый офицер запаса, кто ветеран боевых действий, поэтому и результат есть. "Лично мне помогает жизненный опыт: долгие годы я работал управленцем, занимался бизнесом, а это, прежде всего, умение быстро принимать правильные решения, нести за них ответственность, адаптироваться к новым условиям", - заключает краснодарец.
Кстати
В расчете разведывательного БПЛА Перс состоит техником, но оговаривается: должность условная. Здесь все стремятся дублировать, выполнять функции друг друга. Именно в этой слаженности, чувстве локтя и кроется главный секрет успешного выполнения боевых задач.