19.04.2023 19:25
Культура

В Петербурге завершился фестиваль русских театров "Встречи в России"

Текст:  Светлана Мазурова (Санкт-Петербург)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №14 (1074)
В Петербурге завершился ХХV Международный фестиваль русских театров "Встречи в России". В нем участвовали коллективы из 10 стран, за 10 дней показали 12 спектаклей.
Белорусы привезли в Санкт-Петербург "Пиковую даму" - одно из самых загадочных и притягательных сочинений Пушкина. / архив театра
Читать на сайте RG.RU

Белорусский государственный академический театр юного зрителя представил "Пиковую даму". Это недавняя премьера и первый выезд минского спектакля на гастроли. Одно из самых загадочных и притягательных сочинений Пушкина своеобразно прочитано молодым режиссером из Москвы Ксенией Самодуровой. Любовная драма и мистический триллер, игра в девяти картинах. "В этой игре все идет по своим правилам, все изменяет свой привычный облик. Герои превращаются в картинки с игральных карт, а их поступки в карточный расклад и ставки ва-банк".

Корреспондент СОЮЗа спектакль посмотрела и поговорила с актерами.

На сцене появился новый персонаж, которого нет у автора - Пиковая дама. Эту роль исполняет Алина Короткевич.

- Логично предположить, что Пиковая дама - это графиня. Нет. У нас в спектакле это не просто рассказчица, которая ведет повествование. Она постоянно следует за Германном - как рок, судьба, как карта, которая преследует его. Иногда она руководит процессом. Очень интересной была работа над этим образом. Пушкин не прописывал его, следовательно, у него нет заданного характера, нет слов, не за что уцепиться. Мы придумали пластику, пуант на правой ноге, ботинок - на левой, хромоту Дамы…

В Витебске пройдет вечер в честь Александры Пахмутовой

Молодая актриса Екатерина Крылова играет… старую графиню. Как мы знаем, Томская - своенравная и эгоистичная старуха под 90.

- Моя реакция, когда увидела распределение ролей? Это очень своеобразно. И странно. И творчески интересно, - поделилась Екатерина. - В труппе есть кому сыграть эту роль. Но режиссер сказала, что возраст актеров в нашем спектакле не имеет никакого значения. Мы наденем маски, поиграем в игру, как маленькие дети, потом снимем маски - и останемся собой.

Не всем зрителям пришлась по душе такая трактовка. Отзывы диаметрально противоположные. Кто-то принимает нашу историю и правила игры, говорит, что это необычно, ярко, красочно, но местами непонятно. Кто-то считает, что это издевательство над классикой, и автор перевернется в гробу… Спектакль еще очень юный, работа над ним будет продолжаться, но мы уже полюбили его. Материал сложный, многогранный, уникальный. Здесь и прекрасный юмор, и ирония, сарказм…

Геннадий Гаранский, исполнитель роли Германна, рассказал:

Омский "Винни-Пух" белорусского режиссера признан лучшей театральной работой

- Структура нашего спектакля отличается от повести. Сцены переставлены: скажем, то, что у Пушкина было в конце - перешло в пролог, начало - где-то в середине, между ними звучат определения терминов - из Википедии: что такое любовь, азарт, смех, смерть… Все происходящее - это фантазия Германна, его представления всех образов, то, как могло произойти, но не произошло. Появился персонаж - Пиковая дама. Возможно, это второе "я" моего героя или его совесть, даже сообщник, подсказывающий, куда ему идти.

Спектакль начинается так: Германн сошел с ума, уже находится в лечебнице. Его мучают воспоминания. И вопросы: что он сделал не так? Где ошибся, поступил не по совести, дал маху?

У нас звучат и стихи из арий оперы Чайковского. Текст Пушкина сохранен. Но не все так драматично - мы помним про молодого зрителя нашего театра - 12 плюс.

Помните финал у Пушкина: "Германн сошел с ума. Он сидит в Обуховской больнице в 17-м нумере, не отвечает ни на какие вопросы и бормочет необыкновенно скоро: "Тройка, семерка, туз!.." ? Мы сегодня пошли на Фонтанку к этой лечебнице. И побывали в церкви на Конюшенной площади, где отпевали Пушкина.

Прямая речь

Вера Полякова-Макей, заслуженная артистка Беларуси, директор ТЮЗа:

- После Петербурга мы покажем в Москве на сцене Театра РОСТА спектакли "Фигаро" Бомарше и "Женя + Таня = Любовь" по роману "Евгений Онегин", пользующиеся большим успехом у зрителей.

У нас большое количество обменных гастролей с Россией. К нам приезжал Национальный драматический театр имени Басангова из Калмыкии, и мы играли у них. Так же было с Калужским ТЮЗом, с Великолукским драматическим театром. Огромный интерес наших зрителей вызвали постановки петербургского Театра-фестиваля "Балтийский дом" и московского Театра РОСТА с Нонной Гришаевой.

В мае мы едем в Петербург на международный фестиваль ТЮЗа имени Брянцева, закрываем его спектаклем "Женя + Таня = Любовь". И останемся на гастроли: сыграем сказки "Муха-Цокотуха", "Не ежик", а также "Фигаро". А в конце июня петербургский ТЮЗ приедет к нам, привезет спектакли "Алые паруса", "Бедная Лиза" и две сказки.

Большой амбициозный проект осуществляем с Мурманской детской театральной школой: 16 мая они представят на нашей сцене спектакль "Дети военного Мурманска" (там заняты 85 человек!).

В сентябре нас ждут на Вампиловском фестивале в Иркутске. А мы в конце сентября планируем пригласить Небольшой драматический театр Льва Эренбурга из Петербурга с двумя спектаклями: "Ю" - для взрослого зрителя, "Волшебник страны Оз" - для детей. От нас труппа отправится в Могилевский театр драмы и комедии имени Дунина-Марцинкевича. Далее мы ждем "Балтийский дом" с новым спектаклем "Счастье мое".

Театр Беларусь