Перед днем отдыха счет в противостоянии стал 4:3 в пользу Непомнящего.
В этом матче с первых партий мы наблюдаем борьбу нервов. О важности психологической подготовки корреспондент "РГ" поговорил с многолетним наставником Яна - международным гроссмейстером, чемпионом Европы 2011 года, одним из тренеров сборной России Владимиром Поткиным.
Владимир Поткин: Еще со времен Михаила Ботвинника (первого советского и шестого чемпиона мира. - Прим. "РГ") мы знаем, что шахматы - это всестороннее развитее личности. Известно, что он перед матчем на первенство мира просил своих помощников включать радио, обкуривать его, чтобы готовиться к худшим условиям. Если все будет комфортно, то каждый сможет играть хорошо, а если пойдет давление - а в матче так и случается, - вы будете готовы. Это очень важно. Таким образом шахматист преодолевает себя и становится сильнее. И у Яна было много таких преодолений.
Расскажите...
Владимир Поткин: В 2019 году Ян играл серию Гран-при Гранд Чесс тур, через которую можно было отобраться на турнир претендентов. Это была главная задача. Но не только спортивная. Надо было вырасти в шахматном плане: сражаться с сильнейшими шахматистами мира, анализировать, впитывать. Ян тогда последний этап Гран-при играл в Иерусалиме крайне тяжело. В какой-то момент я пошел просить к Стене Плача, чтобы дела у Яна поправились. И он преодолел себя. Победил. Выиграл по заказу и отобрался в последний момент. К турниру претендентов в Екатеринбурге он уже подошел в таком состоянии, что готов был бороться за первые места. Тогда он стал выше на ступеньку в своем шахматном развитии. И матч с Карлсеном тоже позволил Яну, несмотря на результат, впитать весь объем проделанной работы и вырасти как шахматисту.
А какие-то физические тренировки гроссмейстеры проводят?
Владимир Поткин: Есть такая шутка нашего наставника Бориса Постовского (американский, ранее советский и российский, шахматист, арбитр ФИДЕ. - Прим. "РГ"): "Жизнь одна, и лучше провести ее на шахматных сборах". Мы там не только с головой окунаемся в мир шахмат. Это игра статичная, хочется побегать, попрыгать. Поэтому на сборах часто играем в футбол, баскетбол, теннис и бильярд. Все это Ян очень любит. Физическая подготовка важна, но не рутинная, а которая приносит положительные эмоции, заряд энергии. В баскетбол Ян играет с Сашей Грищуком, тоже любителем покидать мяч в кольцо.
Грищук рассказывал мне, что играет в компьютерную игру Дота и спрашивает советов Яна, известного специалиста. Не мешает такое увлечение шахматам?
Владимир Поткин: Во время подготовки идет очень большая концентрация на шахматной работе. Но мозг так устроен, что ему нужно отвлечение, отдых, другая деятельность. Ян находил отдохновение в компьютерных играх. В той же Доте (ролевая стратегия, в которой игроки сражаются друг с другом в командах по пять человек, стараясь уничтожить главное здание на базе противника. - Прим. "РГ") он был одним из лучших игроков. Но нельзя одновременно и там и там быть лучшим. Потому на каком-то отрезке карьеры Ян сконцентрировался на шахматах. Он знает, любит, понимает, но теперь просто следит за выступлениями команд.
Матч за звание чемпиона мира по шахматам в АстанеНа пресс-конференции перед матчем Ян назвал Алехина своим кумиром.
Владимир Поткин: У нас большая история, много чемпионов мира. Мне кажется, Александр Алехин славился своей универсальностью. Он любил говорить, что шахматы - это игра не только на каком-то отведенном отрезке - на королевском фланге или ферзевом, нужно играть на всей доске. И Ян много в этом плане у него перенял. Многие шахматисты ограничивают свою фантазию, а Непомнящий смотрит в большом объеме, комплексно. И вот интересный момент. Помните, как Ян выиграл вторую партию. Дин Лижэнь сделал очень необычный ход h3 - заготовку его секунданта. Ян свел к знакомой позиции, которая возникает из другого дебюта, из английского начала, где этот ход белым не особенно и нужен. Так вот без этой пешки на h3 Алехиным была сыграна партия в 1921 году. И тогда он сыграл сильнее, чем Дин Лижэнь. В критический момент не позволил черным атаку на короля. Партия закончилась вничью. Если уж Алехин играет лучше в определенной дебютной позиции, чем Дин сто лет спустя, то, наверное, стоит на его партиях учиться и нашему молодому поколению.
Шахматы вообще сильно изменились?
Владимир Поткин: Когда учился на первых курсах института на шахматной кафедре, объем информации был меньше. Компьютеры были, но не настолько мощные. Мы черпали знания из методических пособий, книг, обменивались информацией. Это было ценно. Сейчас объем информации колоссально вырос. Компьютерные базы насчитывают миллионы партий. Мы с ним не соревнуемся, а используем как аналитического помощника. Если сравнить, как мы с Сергеем Карякиным готовились к матчу с Магнусом Карлсеном в 2016 году и с Яном в 2021-м, то компьютер раз в 10 быстрее показывал дебютную истину. Прогресс невероятный. Но и объем информации пропорционально вырос. Вот здесь повышается и роль тренера, секундантов, которые работают с шахматистом. Нужно отслеживать самую ценную информацию, доводить ее до спортсмена, не перегружая его мозг. Нужно выискивать жемчужины. Компьютер покажет верное решение, но не покажет, как к этому пришел. А для того чтобы хорошо играть в шахматы, нужно очень хорошо понимать все эти механизмы.