Правда, на онлайн-диаграмме от SpaceX было видно, что 3 из 33 двигателей Raptor первой ступени не запустились, а в процессе полета отключились еще два. Тем не менее ракета уверенно набирала скорость и высоту. По плану полета примерно через три минуты должна была отстыковаться первая ступень, но вместо этого ракета начала вращаться на высоте около 39 километров. Сделав несколько впечатляющих пируэтов, корабль стал стремительно терять высоту. "Очевидно, это не выглядит как штатная ситуация", - заметил комментатор трансляции от SpaceX. Через несколько секунд ракета взорвалась на высоте около 30 километров на глазах у обескураженно глядевшего на мониторы главы компании Илона Маска. Как позже прокомментировали в SpaceX, произошел "быстрый незапланированный демонтаж" корабля.
По плану после отстыковки разгонного блока вторая ступень должна была продолжить разгон на своих двигателях, сделать неполный виток вокруг Земли и примерно через полтора часа упасть в воду в районе Гавайских островов. В этот раз испытание и не предполагало контролируемой посадки обоих ступеней, но в будущем их планируется использовать как многоразовые. Маск рассчитывает, что добиться успешного возвращения обеих ступеней на землю удастся через пару лет.
Вместе с тем, несмотря на крушение, совсем уж неудачным полет назвать нельзя. Ракета состоит из двух частей - разгонного блока Super Heavy и космического корабля Starship
Для Super Heavy полет 20 апреля вообще был первым. Сам Маск высоких ожиданий не создавал, заявив, что основная цель испытания - отправить ракету в сколь-нибудь продолжительный полет: "Лишь бы мы не разнесли космодром". В этом смысле испытание первой ступени можно считать успешным, она практически полностью отработала свой этап полета, в том числе успешно прошла через пиковый момент нагрузок.
Вторая ступень (корабль Starship) уже неоднократно проходила испытания, причем эта неудача - не первая. Starship четырежды терпел крушения перед тем, как в 2021 году наконец совершил полет в стратосферу с последующим впечатляющим успешным приземлением в вертикальной позиции.
"Поздравляю команду SpaceX с увлекательным тестовым запуском Starship, заявил неунывающий Маск. - Мы многое узнали для следующего испытательного запуска через несколько месяцев".
Starship - самая большая и мощная из всех ракет, когда-либо отправлявшихся в космос, да еще и полностью многоразовая, что призвано удешевить пуски. Как рассчитывают в компании, именно этот корабль может стать для американских астронавтов главным транспортным средством при освоении Луны, Марса и "даже дальше".
Цифры говорят за себя. Стартовая масса - 5 тысяч тонн. Высота - 120 метров, из которых около 50 метров приходятся на находящийся в верхней части корабль. Диаметр - 9 метров. В зависимости от плана полета ракета способна доставить на околоземную орбиту от 150 тонн груза в многоразовом режиме до 250 тонн в одноразовом. В SpaceX утверждают, что космический корабль способен не только перевозить стройматериалы для создания баз на Луне, но и разместить в себе до 100 человек в полете на Марс.
Сверхтяжелый класс ракет - особая весовая категория, в которой готовые варианты уместятся на пальцах одной руки. Из уже летающих платформ в этот класс с некоторой притяжкой попадает Falcon Heavy (от той же SpaceX), а также ракета-долгострой SLS от Boeing, запущенная NASA в конце 2022 года. При этом обе заметно уступают гиганту Starship и в грузоподъемности, и по стартовой массе, и по тяге двигателей.
Впрочем, как показало крушение 20 апреля, пока еще инженерам SpaceX есть над чем работать.