Итак, какие специалисты сегодня требуются? Опять же, если говорить о Сахалинской области, то нам точно не нужны бурильщики, поскольку пока ничего нового бурить мы не собираемся. При этом уже создана достаточно серьезная инфраструктура, значит, необходимы профессионалы в эксплуатации наземных объектов.
Не только крупные, но и небольшие компании, связанные с переработкой нефти, остро нуждаются в специалистах, которые занимаются автоматизацией систем управления, технологических процессов. Здесь наблюдается огромный дефицит, причем не только в нефтегазовой отрасли, но и в геологоразведке, строительстве, других сферах. Такие кадры будут всегда востребованы на рынке, но проблема в том, что сегодня их практически нет.
До того как мы присоединились к системе образования в рамках Болонского процесса, у нас были специалитеты. Однако затем от этого стали уходить, начали внедрять двухступенчатую систему - бакалавриат плюс магистратура. Если рассматривать именно нефтегазовое дело, специалитет позволит дать гораздо более широкий объем знаний, поскольку обучение будет проходить на один год дольше. И это актуально не только для нефтяников или газовиков. Поэтому, пока подготовка специалистов подобного уровня "выпадает", мы решили открыть магистратуру по нефтегазовому делу. И сегодня к нам поступает огромное количество заявок на подготовку специалистов именно от представителей бывших консорциумов с иностранным участием.
Другой принципиально важный момент касается замещения иностранных технологий, в этой части также существует достаточно серьезная проблема. Сейчас несколько крупных российских компаний вышли на наш Технический нефтегазовый институт с предложением наладить сотрудничество и преодолеть образовавшийся технологический провал.
К примеру, по автоматизации мы сотрудничали с японской компанией Yokogawa. Сегодня отечественные предприятия готовы заместить зарубежное оборудование, установить свое. Но опять же для этого нужно время.
Еще один пример связан с информационными технологиями. Раньше мы проводили обучение на одном программном продукте американского производства, но после ухода разработчика из России возник вопрос: что делать дальше? Хорошо, что тут же протянула руку помощи московская компания "Нанософт", предложившая свой программный инструмент. Теперь начинаем обучать работе с ним студентов.
Возьмем те же технологии по бурению. Как я уже сказал, для Сахалинской области в текущий момент это направление не так актуально, но, к примеру, Иркутская область, с которой мы сотрудничаем уже два года, настоятельно просит возобновить обучение по данному профилю. У нас есть переходный период - год или два - за это время мы обязаны подтянуть технологии бурения взамен ушедших из России вместе с зарубежными компаниями.
Крайне важно в процессе подготовки будущих специалистов выстраивать отношения с действующими предприятиями. В нашем институте практика начинается сразу после первого курса. Да, это скорее учебная практика, поскольку студенты пока не обладают необходимыми навыками и знаниями. Но уже со второго и тем более третьего курса они осознанно выбирают то или иное направление. Решили сотрудничать с "Роснефтью" - значит находят соответствующие предприятия. Если сами не могут найти, мы помогаем. Особой популярностью на протяжении последних двух лет пользуется "Сахалинская энергия", ставшая российской компанией. Важно отметить, что наши студенты приходят на практику и сразу получают заработную плату, причем достаточно высокую. Как правило, это 80-100 тысяч рублей в месяц. К тому же у нас стопроцентная трудоустраиваемость.
Не последнюю роль в образовательном процессе, дальнейшем развитии играет взаимодействие с иностранными вузами. Непростая внешнеполитическая ситуация вовсе не означает, что мы должны закрыться от мира, такого не будет.
Из-за ковида все контакты были поставлены на паузу, однако сейчас, в связи с тем, что КНР начал снимать ограничения для обучающихся, вновь восстанавливаем отношения с китайскими коллегами.
У нас сложились очень хорошие связи с Харбинским университетом, должный интерес к сотрудничеству проявляет крупный нефтяной институт в провинции Ляонин. Мы даже начали разрабатывать совместную программу по обмену студентами. Тем более, что определенный опыт здесь уже есть. Наш институт имеет, пожалуй, лучшую материально-техническую базу на Дальнем Востоке. До пандемии коронавируса мы успели обучить и успешно выпустить первую группу китайских студентов, 24 человека. Сейчас как раз возвращаемся к переговорному процессу, в планах к 1 сентября все-таки вернуться к такому взаимодействию.
Подводя итог, хотел бы отметить, что принципиальной задачей для нас сегодня является развитие и подготовка научных кадров. Только так мы сможем решить проблему нехватки специалистов, заместить западные технологии. Конечно, для этого нужно время - от четырех до семи лет. Но действовать надо прямо сейчас. Пока, к сожалению, работаем немного разрозненно: наука сама по себе, образовательный процесс сам по себе. Если соединить эти две направляющие, то получим ту самую синергию, позволяющую решать самые амбициозные задачи. В нынешних реалиях это жизненно необходимо.