20.04.2023 12:03
Общество

В уральском вузе рассказали, в каком направлении развивать науку и экономику

Уральский вуз реализует национальный вариант индивидуализации образования
Текст:  Татьяна Казанцева (Екатеринбург)
Российская газета - Экономика УРФО: №86 (9031)
О том, как утолить кадровый голод уральских промышленных гигантов, в каком направлении развивать отечественную науку и экономику, "РГ" рассказал ректор Уральского государственного горного университета (УГГУ) Алексей Душин.
Алексей Душин: С 2017 года объем научных исследований в УГГУ вырос в три раза, и это тоже определенный уровень доверия к нам. / Татьяна Андреева/РГ
Читать на сайте RG.RU

Алексей Владимирович, в последние десятилетия отечественная система образования пережила кардинальную трансформацию. Советскую "школу знаний" сменила западная "школа компетенций". Сейчас, судя по всему, наметился обратный процесс. Насколько революционны эти изменения?

Алексей Душин: Система образования - одна из самых инерционных институций в обществе. Университеты уступают в этом, пожалуй, только церкви. Напомню: уральской горной школе 302 года, она даже старше, чем 300-летний Екатеринбург, ведь заводы начали строить еще до того, как поселение получило статус города. В этом масштабе изменения, которые произошли, нельзя назвать революционными. Да, мы действительно ушли от формальной составляющей Болонского процесса. Но при этом остались бакалавриат, магистратура - все правильные вещи, на которых она основана. Но подход к ним стал другой.

Ключевой посыл: мы занимаемся подготовкой кадров прежде всего для национальной экономики. И в этом плане продолжаем развивать университет, выбираем новые модели, которые позволят наиболее эффективно решать задачи, стоящие перед ней. Очевидно, что накопленный за три десятилетия опыт требует переосмысления с учетом изменившихся экономических реалий. Но я не вижу здесь никаких проблем.

То есть бакалавриат и магистратура останутся. Но разве не увеличивается роль специалитета?

Когда помимо горного образования человек получает еще квалификацию по экономике или информатизации, автоматизации, управлению персоналом, это повышает его конкурентоспособность

Алексей Душин: Моделей много, и у университетов достаточно полномочий, чтобы самостоятельно выбирать подходящие вместе с индустриальными партнерами. Роль специалитета, наверное, возрастет. Но эти процессы начались еще до того, как была обозначена политическая инициатива отказа от Болонской системы. Некоторые вузы самостоятельно продлевали сроки обучения до пяти лет. Сейчас мы выстраиваем более тесные отношения с производственниками, ставим более предметные задачи - это выражается и в образовательных программах. И, конечно, берем все лучшее из советской "школы знаний". Кстати, месяц назад моей настольной книгой было издание 1967 года "50 лет Уральскому горному университету". Многие идеи, высказанные тогда, актуальны и сегодня.

На все изменения нужно время. Удалось ли достигнуть целей, которые вы ставили перед собой, когда были избраны ректором?

Алексей Душин: Безусловно. Мы подводим итоги каждый год, а также пятилетние. Я работаю ректором 5,5 года. Мы определяли для себя стратегические вызовы: проблемы обновления основных фондов, старения кадров, потери связи с промышленностью, снижения интереса со стороны школьников и т. д. Что сделано? За последние годы мы вложили в обновление основных фондов дополнительно около миллиарда рублей, впервые привлекли средства на ремонт двух крупнейших общежитий, построили в УГГУ новый лабораторный центр, отремонтировали свыше 70 аудиторий, создали восемь новых образовательных пространств. Провели переоснащение более 45 процентов компьютерного парка университета, и этот процесс продолжается. Смогли существенно прирастить количество научных сотрудников и увеличить количество молодых ученых на 20 процентов.

Объем научных изысканий тоже вырос?

Российские компании решают кадровый вопрос, развивая культуру наставничества

Алексей Душин: С 2017 года - в три раза, и это тоже определенный уровень доверия к нам как к научно-исследовательскому центру. Укрепляем связи с промышленностью, в том числе при помощи Попечительского совета, созданного в 2021 году. Кстати, характерный штрих: в 2017 году я получил от трех ключевых стейкхолдеров отказ в создании Попечительского совета, а в 2021-м - согласие на вхождение в совет от них же.

Возможно, это связано с растущим кадровым голодом на уральских предприятиях. Обостряется ли конкуренция за ваших выпускников?

Алексей Душин: Сейчас на каждого из них приходится 2-10 вакансий, и их число растет. На некоторых предприятиях горнодобывающей отрасли не хватает 50 процентов персонала - это главное, что ограничивает возможность наращивания производства. Мы оцениваем кадровый дефицит в отрасли в несколько десятков тысяч человек, и он усиливается, несмотря на цифровизацию. Все равно есть незаменимые позиции, например, руководитель горных работ, технологи, конструкторы.

Государство увеличивает число бюджетных мест, но это не решает проблему?

Алексей Душин: Во главе угла - вопрос подготовки школьников. Они недостаточно мотивированы, чтобы поступать на инженерные направления. Иллюзии тягот, связанных с промышленностью, заставляют ребят двигаться какими-то нелогичными траекториями. Спрашиваем: "Почему вы идете на "мировую экономику"? - "Я хочу работать в международной компании". А кем? На самом деле вы окажетесь там с большей вероятностью, если получите инженерную специальность.

Геология - одна из проблемных специальностей с точки зрения привлечения абитуриентов. Ряд российских университетов вообще закрыл это направление, поскольку не набираются группы, и это занижает баллы ЕГЭ, соответственно, ухудшает картину по вузу. В итоге большинство университетов решают эту проблему привлечением иностранных студентов.

Но ведь они вряд ли останутся работать в России.

Алексей Душин: Да, с одной стороны, мы экспортируем образование, транслируем наши ценности, и это правильно. Но, с другой стороны, мы уводим значительную часть ресурсов образования за пределы национальной экономической системы. Кто-то, конечно, трудоустраивается здесь, получает российское гражданство. Но соседи тоже заинтересованы, чтобы их ребята вернулись, и предлагают им программы поддержки, стимулирования. Это нормальный процесс, но все же для обеспечения набора необходимо усиливать профориентацию в школах.

Какие формы работы со школьниками выбирает Горный?

Алексей Душин: Самые разные - и дни открытых дверей, и выезды в школы, экскурсии по университету, организацию олимпиад самого разного уровня - даже для младших школьников. Плюс подготовительные курсы, повышение квалификации для преподавателей, создание лабораторий на базе школ и т. д.

На днях в УГГУ завершилась XXI Уральская горнопромышленная декада. Это ежегодное событие уже вышло за рамки не только города, но и региона. Что было в программе?

Как в Петербурге решается проблема дефицита кадров для легкой промышленности

Алексей Душин: Например, в последний день прошла масштабная "ярмарка студентов". В этом году в ней участвовало 60 промышленных предприятий, желающих пригласить наших студентов для прохождения практики или трудоустройства. В частности, мы подписали соглашение с Уралвагонзаводом о стратегическом сотрудничестве в деле подготовки кадров.

Всего же в рамках декады состоялось более двух десятков различных конференций, круглых столов, олимпиад. Одна из ключевых тем нынешнего года - цифровизация горной отрасли, вопросы экологической повестки. Кстати, университет презентовал и свои технологические разработки в этой области. Только что я подписал приказы на командировки сотрудников на предприятия - они едут прорабатывать вопросы, прозвучавшие на Уральской горнопромышленной декаде. А студенты, магистранты, аспиранты получили возможность представить свои идеи и проекты в профессиональной среде.

Ваш вуз первым в России освоил систему "один диплом - две квалификации". Что это такое?

Алексей Душин: Учебные планы для поступивших в 2022 году мы уже скорректировали, предоставив им возможность действительно получить две квалификации. Это очень перспективно. Промышленности нужны не только узкие специалисты. В течение пяти лет происходит кардинальное обновление технологий, и важно, чтобы у приходящих на предприятие выпускников было понимание междисциплинарности. Например, когда помимо горного образования человек получает еще квалификацию по экономике или информатизации, автоматизации, управлению персоналом. Это дает потенциальному работнику дополнительную гибкость, повышает его конкурентоспособность. Огромный плюс, что сроки обучения и расходы государства при этом не увеличиваются.

А студенты понимают ценность такого предложения?

Алексей Душин: Мы разъясняем это ребятам, но они пока не оценили его в полной мере - работа идет только первый год, а возможность получения второй квалификации откроется у них с третьего курса. Какие варианты? Например, геология и информатика. Или горное дело и землеустройство и кадастры. Экономика и геология. Кстати, это наш национальный ответ на вопрос об индивидуализации образовательных траекторий. Ранее Болонская система анонсировала, что с помощью тьюторов дисциплины специализации выбираются в процессе движения студента по персональной траектории. После базового модуля он получает специализацию по любому направлению - и самыми ценными в итоге оказываются индивидуально подготовленные специалисты. Но это довольно сложно и дорого. В нашем же случае мы получаем гибкость и при этом сохраняем высокотехнологичный образовательный процесс.

Екатеринбург Образование