В распоряжении военврачей и их коллег - самое современное медицинское оборудование и техника. В том числе быстроразворачиваемые мобильные лечебные модули с автономным энергоснабжением и отоплением, высокотехнологичная аппаратура для различных видов диагностики: рентгенографии, компьютерной томографии, ультразвуковых и лабораторных исследований.
Все это помогает армейским медикам придерживаться так называемого правила "золотого часа". То есть быстро оказывать раненым квалифицированную помощь даже на поле боя. И также оперативно доставлять их в тыловые лечебницы. Благо в распоряжении военврачей есть специальная автомобильная техника и даже санитарные вертолеты.
О военно-медицинском транспорте стоит рассказать отдельно. Долгие годы для эвакуации раненых в армии использовали непрофильный легкий гусеничный транспортер МТ-ЛБ и колесный УАЗ-3962, который военные метко прозвали "таблеткой". Эта машина-трудяга была, пожалуй, самым универсальным средством перевозки больных и пострадавших солдат и офицеров. Простая и неприхотливая в эксплуатации, она колесила по всем гарнизонам - от Крайнего Севера до Кавказских гор, от дальневосточных сопок до балтийских дюн.
Одна беда: в общем-то подходящий для службы в мирное время военно-медицинский УАЗ оказался малопригодным для работы в боевой обстановке. Вооруженные конфликты последних десятилетий показали, что эвакуировать раненых на "таблетке" с переднего края просто опасно - автомобиль "прошивали" насквозь даже обычные автоматные пули.
Несколько лет назад для Российской армии разработали новую военно-медицинскую машину "Линза". Ее спроектировали на шасси бронеавтомобиля "Тайфун" К-53949 с колесной формулой 4х4 и повышенным уровнем защиты, в том числе от мин и фугасов.
Сейчас "Линзу" активно применяют в зоне спецоперации для эвакуации с поля боя солдат и офицеров.
В прошлом году на фронте был такой случай. Буквально в паре метров от медицинского бронеавтомобиля взорвался натовский 155-мм снаряд. Корпус машины буквально осыпало осколками снаряда. Однако пробить основную защиту "Линзы" они не смогли, и находящиеся внутри автомобиля бойцы не пострадали.
Позже в соцсетях появились снимки броневика с поврежденными защищенными стеклами, бортами и элементами ходовой части "Линзы".
Дело в том, что поверх стальной брони на этой машине установлена керамическая защита. Такой конструкции не страшны бронебойные пули винтовочного калибра 7,62 на 54 мм, осколки снарядов и бомб.
"Линза" также спасет пассажиров от взрыва под днищем до 8 килограммов тротила.
Снаряженная масса автомобиля в зависимости от модификации составляет 15 210 - 15 500 кг. Грузоподъемность - не менее 1060 кг. Мощность двигателя КАМАЗ-610.10-350 - 350 л.с. Максимальная скорость по шоссе - 105 км/час. Запас хода по топливу - 1000 км. Глубина преодолеваемого брода после подготовки - 1,7 метра. Вместимость - до 13 человек.
"Линзу" выпускают в двух вариантах. Первый - классический медицинский транспортер для поиска и вывоза раненых непосредственно с поля боя. Этот вариант машины оборудован так, что врачи могут оказывать медпомощь на месте или непосредственно на борту. В эвакуационную машину помещается до четырех носилок с ранеными или шесть сидячих пострадавших.
В комплекте есть приспособление для вытаскивания пострадавших из люков в бронетехнике. Оснащен он и специальными щитами для переноски людей с травмами позвоночника.
Второй вариант - машина медицинского пункта батальона. Она главным образом предназначена для перевозки различного медицинского имущества и развертывания на ее базе в любой заданной точке медпункта батальона.
Примерно четыре года назад "Линза" прошла опытную эксплуатацию в регионах с различным климатом, в том числе на 201-й российской военной базе в Таджикистане. Машину, что называется, обкатали в условиях боевых действий в Сирии.
Только после этого новый бронеавтомобиль включили в состав медицинских отрядов специального назначения минобороны и начали передавать в медицинские батальоны мотострелковых бригад.