Напомним, еще 1 марта у нас вступили в силу поправки в Правила дорожного движения. В них появился новый термин "Средства индивидуальной мобильности", к которым относятся все вышеперечисленные транспортные средства. Кроме того, был изменен и дополнен ряд других норм. Например, появились новые знаки, новые светофоры, а также новые требования к движению на круговых перекрестках.
Что изменилось в билетах? Были внесены изменения в 18 задач в комплекте "СD". Речь идет о вопросах по управлению грузовиками и автобусами. А также изменены 13 задач в комплекте билетов "АВ". Это уже управление мотоциклами и легковушками. Кроме того, исправлены некоторые комментарии к билетам.
В частности, добавлена задача про новую, бело-лунную секцию светофора. На ней изображены пешеход и стрелка. Это дополнительная секция. Она информирует водителя о том, что на пешеходном переходе, в направлении которого он поворачивает, включен сигнал светофора, разрешающий движение пешеходам. Направление стрелки указывает на этот пешеходный переход. В такой ситуации водитель, проезжая на свой разрешающий сигнал, должен сначала пропустить пешеходов и только потом продолжить движение.
Еще одна новая задача в билетах - режим труда и отдыха водителей. Примечательно, что этот пункт в правилах появился еще в 2019 году. Однако вопросов об этом в билетах не было. Теперь они появились.
Одно из самых важных для жителей спальных районов изменений в правилах - смена времени перестановки автомобилей из-под знаков, которые запрещают стоянку по четным или нечетным числам. Если раньше такую перестановку надо было производить с 19.00 до 21.00, то согласно новой редакции правил машину с одной стороны дороги на другую необходимо переставить с 21.00 до 24.00. Этот нюанс также включен в исправленные билеты.
А теперь вернемся к электросамокатам и прочим СИМ. В билеты включено всего два вопроса. Первый: кто имеет право двигаться по велосипедной полосе? Конечно, СИМ, согласно правилам, в том числе. И второй: по какой причине скорость в жилой зоне ограничена 20 км/ч? По той причине, что тут полное право на преимущество имеют пешеходы, велосипедисты а также те, кто передвигается на СИМ.
Больше вопросов по электросамокатам в билетах нет. И это понятно и легко объяснимо. Человек сдает экзамен на управление мотоциклом, легковушкой, грузовиком или автобусом. Он просто должен знать, кому обязан уступить дорогу и в каких случаях. Знание, с какой скоростью должен двигаться электросамокат, ему потребуются, если он на него наедет.
Да, не учтено, что некоторые из автомобилистов также пользуются этой техникой. Но они ею пользуются со знанием Правил дорожного движения. Даже если не отвечали на такие возможные вопросы при сдаче экзаменов. А сколько у нас народу управляет такой техникой, вовсе не зная правил?
Так что поправки в экзаменационные билеты для водителей по части СИМ - что мертвому припарки. Вот если бы обязать сдавать экзамен на право управления СИМ тех, кто ими пользуется, то это дало бы больший эффект.
Напомним, что в Париже и вовсе запретили ездить на этих устройствах по тротуарам, дорогам и улицам. Только в парках, в специально выделенных зонах. В Германии их передвижение по общегородским территориям запрещено уже несколько лет. Пожалуйста, пользуйтесь, но - на частных территориях.
В России давно звучат призывы, в том числе от депутатов, запретить движение СИМ по тротуарам и дорогам. Оставить им в пользование только уже готовую инфраструктуру. Выделенные дорожки. Все-таки когда на скорости 25 км/ч на металлической конструкции весом, допустим, 20 кг - а у нас допустимо до 35 кг - едет человек весом под 100 кг, то столкновение с пешеходом может обернуться реальной трагедией.
- Единственная страна в мире, где разрешено движение электросамокатов и прочих устройств со скоростью 25 км/ч, - это Россия. Мы также единственная страна в мире, где разрешено движение этих транспортных средств совместно с пешеходами. Все остальные страны от этого давно отказались, - говорит глава Союза пешеходов России Владимир Соколов.
За прошлый год, по его словам, у нас зафиксировано 19 погибших при столкновении с этими транспортными средствами. Пострадавших зафиксировано 980. Очевидно, что в дальнейшем и количество погибших, и количество пострадавших будет только расти. Поскольку скорость движения 25 км/ч на тротуаре, который предназначен для пешеходов, недопустима для средств индивидуальной мобильности, указывает Владимир Соколов.
Количество пострадавших в ДТП с электросамокатами в Москве с начала этого сезона достигло девяти. Двое детей, сбитых пользователями кикшеринга, доставлены в больницы в тяжелом состоянии. Несмотря на все возрастающее число травмированных, власти не только не запретили этот вид транспорта, но, напротив, санкционировали расширение парка кикшеринга с 40 до 60 тысяч СИМ.
До сих пор врачи одной из московских больниц борются за жизнь четырехлетней девочки. Вместе с бабушкой и еще двумя детьми спокойно шла в парк "Радуга" по улице Вешняковской. Малышка катилась по тротуару на детском самокате. Вес ребенка - хорошо если килограммов 15. Скорость - чуть медленнее пешеходной, 5-6 км/ч.
Кто мог ожидать, что рядом на кикшеринговых самокатах, неуклюже лавируя, промчится компания здоровенных парней. Судя по кадрам видео с уличных камер, опубликованных пресс-службой прокуратуры Москвы, скорость их самокатов приближалась к максимальной. В столице она автоматически ограничена 25 км/ч. Это втрое быстрее, чем идут пешеходы. Несущийся самокатчик буквально снес ребенка. Девочку экстренно доставили в больницу с переломом черепа. "Ездун" и сам упал с самоката, но отделался ушибом. Ему не дала уехать бабушка ребенка, потом подоспела и полиция.
Как сообщили в пресс-службе ГУ МВД по Москве, по этому факту возбуждено уголовное дело по статье 118 УК РФ "Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности". "Я ехал максимум 10-15 км/ч, - рассказал задержанный 19-летний житель Подмосковья. - Увидел, что девочка поехала на меня - нажал на тормоз. Но все равно задел ее то ли самокатом, то ли ногой". После строгого допроса на камеру самокатчика... просто отпустили под обязательство о явке. Кататься дальше. Правда, если дело дойдет до суда и тот вынесет приговор по всей строгости, парню придется аж три месяца приходить отмечаться в полиции…
Это уже как минимум девятое ДТП с самокатами с начала весеннего сезона,
Права для катания на самокате такого класса получать не нужно. Правила пользования кикшерингом в Москве есть, но возникает ощущение, что большинство из них ввели лишь просто для очистки совести. Соблюдаются лишь два параметра: лимит по числу самокатов на один район и ограничение скорости, оно лимитируется автоматически. А вот опасные маневры, езду вдвоем, общее состояние "водителя" (например, наркотическое или алкогольное опьянение) ни операторы, ни власти никак не контролируют. Конечно, можно сказать, что бригады "гаишников" на каждый тротуар не поставишь и т.д. Хотя в том же ЦОДД спокойно и довольно успешно работает велопатруль. Почему нельзя ввести самокатный - неясно.
Результат безнаказанности? Уже двое детей попали в больницы с тяжелыми травмами, а сезон только начался. Несмотря на очевидность последствий, сервисы кикшеринга продолжают работу. Не дождавшись принятия хоть каких-то мер от опасных маневров, как уже писала "РГ", жители Хамовников начали сбор подписей за запрет перемещения на электросамокатах хотя бы по тротуару, но городские власти категорически против запретов. "Это новая транспортная реальность", - так объясняет свою позицию дептранс. Впрочем, для тех, кто чаще ходит по тротуарам, а не ездит в служебных машинах, она больше напоминает сюрреализм. А ведь впереди целое лето, когда самокатчиков станет еще больше.
Подготовил Сергей Буланов