Драгоценный аргумент
К середине апреля стоимость золота едва не достигла исторического максимума. Это произошло после прошлогоднего снижения мировых цен на драгметалл, когда за 9 месяцев центральные банки западных стран увеличили закупку золота на 62% по сравнению с 2021 годом. На фоне падения котировок логично было бы готовиться к пополнению и российских резервов. Но золотодобытчики встревожены - финансовые власти не поддержали закупку золота по мировым ценам. Не вынудит ли это золотодобытчиков сбывать свою продукцию с большим дисконтом или искать зарубежных покупателей?
По сообщениям СМИ, депутаты Госдумы уже ставили вопрос, почему ЦБ не покупает золото на российском рынке, а драгметалл, который добывается в стране, уходит за рубеж.
В условиях проведения СВО и ужесточения санкций золото остается единственно весомым "аргументом" на международном рынке. Эксперты считают, что делать упор в формировании международных резервов только на одну или две валюты - значит создавать риски для валютных накоплений страны.
Золотодобывающая отрасль вносит весомый вклад в общий бюджет России, производя высоколиквидную продукцию на сумму свыше 1,3 трлн руб. (около 20 млрд долл.) и уплачивая многомиллиардные налоги. Один только налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) приносит почти 80 млрд руб., а общие платежи в бюджет составляют не менее 20% от суммы реализации золота.
Между тем, как констатируют специалисты отрасли, в добывающих регионах страны намечается опасная тенденция снижения уровня добычи драгоценного металла по причине введения ограничений на размещение некапитальных объектов, связанных с пользованием недрами. Правовой режим охраны лесов есть, контрольно-надзорные органы требуют от недропользователей исполнения условий лицензии. Однако не всегда есть возможности их исполнять, и здесь свою роль должно четко обозначить государство.
Золотые наши россыпи
У старателей по своей природе - "золотой глаз". Деньги они считать умеют. Если доход от добычи соскальзывает к нулю, руководители и собственники предприятий скорее предпочтут закрыть часть участков до лучших времен. Это касается в первую очередь россыпных месторождений золота, работа на которых носит сезонный характер. Уже сегодня при планировании работы на предстоящий год многие организации заявляют о снижении или прекращении поисковых и геологоразведочных работ и о сокращении объемов добычи и завоза основных ресурсов под сезон 2023 года.
В 2022 году некоторые мелкие артели не смогли доработать промывочный сезон, поскольку оборотных средств от реализации металла не хватило даже на обеспечение производственной деятельности. На 2023 год банки практически не заключают договоры купли-продажи золота с недропользователями, а если и заключают, то многие на кабальных условиях - до 20% дисконта.
Более 12 лет старатели безуспешно бьются за право внести корректировки в Закон "О недрах". Чиновники до сих пор не желают решать вопросы определения статуса и отработки техногенных образований. В новых приказах о добыче полезных ископаемых из отходов недропользования так и не снята бюрократическая проблема разработки техногенных россыпей без разведки и постановки запасов на государственный баланс. Отсутствие разрешительной документации приведет, по некоторым оценкам, к выпадению уже в 2023 году из объемов добычи до 20 тонн россыпного золота и снижению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
ОЗУбная боль старателей
Про законодательный "казус ОЗУ" наша газета уже писала более двух лет назад. Речь идет об особо защитных участках леса (ОЗУ). Два законодательных документа противоположно трактуют возможности золотых промыслов на таких лесных участках, что значительно осложняет работу старателей. Согласно ч. 1 ст. 21 Лесного кодекса РФ, на участках ОЗУ можно добывать золото. Но распоряжение правительства N 999 запрещает вести добычу драгметаллов на месторождениях, расположенных в ОЗУ.
При этом каждый ответственный недропользователь до начала работ не только согласовывает проект освоения лесов и предусматривает все лесовосстановительные технологии, но и после добычи выполняет рекультивацию участков под постоянным контролем лесничества.
Проблема обсуждается более трех лет. Несмотря на поддержку региональных органов власти и профильных ведомств, решение до сих пор не принято.
Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по контролю Михаил Романов ("Единая Россия") отмечает, что недропользователи ставят резонную проблему - правительственное распоряжение N 999-р "Об утверждении Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов" не дает возможности вести добычу драгметаллов на месторождениях, расположенных в ОЗУ. "Сталкиваюсь с обращениями компаний, когда предприниматель получил лицензию на разработку месторождения, которая обязывает его освоить данный участок, - комментирует депутат. - Но зачастую оказывается, что территория находится в границах ОЗУ (особо защитных участков леса), где ему запрещают размещать соответствующие объекты, хотя Лесной кодекс такого запрета не содержит. Прекратив добычу, предприниматель нарушает условия лицензионного соглашения, продолжив - идет вразрез с природоохранным законодательством. Это же касается размещения необходимых для добычи объектов - с 2013 г. производители бьются над тем, чтобы в перечень разрешенных для размещения в ОЗУ объектов были включены те конструкции, которые предусмотрены в лицензии недропользования. Это карьеры, отвалы, каналы отвода воды. Без них добыча невозможна! Так почему не позволить добытчикам работать эффективно и в соответствии с законом?!"
На чьей стороне "экологи"?
Россыпной способ гораздо безобиднее по отношению к экологии по сравнению с рудным. Если все технологические процедуры соблюдены, то "россыпники" после себя проводят рекультивацию участка.
Но добросовестные добытчики сегодня стали слишком заметной мишенью для недобросовестных экологов. Они подвергаются бесчисленным провокациям со стороны иностранных некоммерческих организаций (таких, например, как WWF, признанной в нашей стране иноагентом), требующих прекращения россыпной золотодобычи в России.
Интерес к недрам России в русле общей идеологии - искусственно создать новые "охраняемые территории", подрывая экономику России.
Как будет развиваться ситуация в российской золотодобыче, предсказать сложно. Некоторые экономисты высказывают предположение, что через несколько месяцев валютные потоки в Россию начнутся снижаться и рубль начнет дешеветь. И тогда золотодобыча вновь неизбежно станет привлекательной для бизнеса. Если, конечно, регулятор примет решение закупать золото у российских предприятий и будут решены вопросы сбыта драгоценного металла.