25.04.2023 22:00
Авто

Урегулировать ущерб по ОСАГО можно будет без визита в страховую компанию

Текст:  Владимир Баршев
Российская газета - Спецвыпуск: Страхование №90 (9035)
Грядет крайне важное изменение для автомобилистов - постепенный переход на электронное урегулирование убытков по ОСАГО.
Евгений Уфимцев: С 15 июля на Госуслугах откроется урегулирование ОСАГО по европротоколу. / Пресс-служба ВСС и РСА
Читать на сайте RG.RU

Автовладельцам даже не потребуется приезжать в страховую компанию, писать бумажные заявления. Уже летом этого года урегулировать несложные аварийные случаи можно будет через портал "Госуслуги". Об этом рассказал "РГ" президент Российского Союза Автостраховщиков Евгений Уфимцев.

Евгений Владимирович, кто, как и каким образом сможет оформить аварию, получить выплату по страховке?

Евгений Уфимцев: Это новый принципиальный шаг в развитии страхования в целом. Россия, возможно, единственная страна в мире, где такой сервис будет предоставляться при помощи государственных информационных ресурсов. Сама идея электронного урегулирования убытков по ОСАГО выросла из суперсервиса электронного европротокола. Он стал первым суперсервисом в России - это известное сейчас многим автовладельцам приложение "Госуслуги Авто".

Обязательная "автогражданка" - массовый, социально значимый вид страхования. Поэтому на то, чтобы сделать его удобнее для автовладельцев, тратятся значительные ресурсы, и эта задача постоянно в фокусе внимания. Поэтому не только извещение о ДТП, но и другие документы, необходимые при урегулировании убытков, было предложено перевести в электронный формат.

Более трети договоров ОСАГО с рискованными автовладельцами передается в перестраховочный пул

Первоначально предполагалось, что суперсервис будет содержать только возможность электронного извещения о страховом случае по ОСАГО. При этом сохранялась необходимость потерпевшему лично приехать в офис страховой компании, чтобы продолжить оформление убытка. Перевод урегулирования убытков полностью в онлайн-формат стал актуальным во время пандемии коронавируса, причем речь тогда уже шла обо всех обязательных видах страхования.

Но чтобы это реализовать, нужно было внести изменения не только в закон об ОСАГО, но и в законы о страховании опасных производственных объектов (ОСОПО) и ответственности перевозчиков (ОСГОП). Согласование всех изменений потребовало много времени, поэтому закон был принят только летом прошлого года.

Организация страховой выплаты - это многосторонний процесс, с большим числом участников, разнообразных документов и форматов передачи информации. Вообще можно без преувеличения сказать, что электронное урегулирование убытков технически является очень сложным проектом, возможно, наиболее сложным среди остальных проектов "Госуслуг".

Когда нововведением сможет воспользоваться обычный автолюбитель?

Евгений Уфимцев: С 15 июля на "Госуслугах" будет доступно электронное урегулирование ОСАГО по европротоколу. А с 1 января 2025 года электронное урегулирование убытков должно будет осуществляться по всем видам обязательного страхования, включая ОСОПО и ОСГОП. Отдельная сложность заключается в том, что по всем обязательным видам страхования необходимо урегулировать убытки не только по имуществу, но и по жизни и здоровью. А это требует от страховщиков отработки взаимодействия с рядом других госструктур для получения от них сведений.

Сейчас задача - обкатать технологию и выявить тонкие места. С середины июля проект должен заработать без ошибок в полном объеме.

Самое сложное на первом этапе - это интеграция страховщиков с сервисами ЕПГУ. До сих пор взаимодействие строилось между страховщиками и РСА, но теперь РСА выступает только в роли координатора. Страховые компании будут напрямую взаимодействовать с государственными сервисами, что, по мнению сообщества, указывает на необходимость создать единый стандарт коммуникации для всех страховщиков ОСАГО.

Урегулировать споры по ОСАГО через государственные ИТ-сервисы пока можно только в России

Казалось бы, урегулирование убытков по ОСАГО происходит по единому закону, и у всех все должно быть одинаково. Но разница в конкретных процессах есть. Например, кто-то уведомляет потерпевшего о движениях по его заявлению об убытке при помощи SMS-сообщений, кто-то звонит по телефону, кто-то общается по почте. Немного по-разному производится осмотр автомобиля и т.п. То есть все эти нюансы необходимо сейчас полностью выстроить как единый процесс для всех фактически с нуля.

РСА совместно со страховщиками подготовили так называемое описание услуги, стандартный для Минцифры России документ, в котором отражен весь процесс взаимодействия клиента и страховой компании посредством портала "Госуслуги". Это базовый документ, с которого начнется реализация проекта. Описание направлено в Минцифры России с предложением руководствоваться им при реализации сервиса по урегулированию убытков на ЕПГУ.

Но важно понимать, что не все процессы могут обрабатываться на "Госуслугах". Например, процедуру осмотра "Госуслуги" автоматизировать пока не могут, поскольку там подключаются разные подрядчики страховой компании - это эксперты, станции техобслуживания и т. д. Будет реализовано информирование клиента через личный кабинет.

Какие преимущества получит от сервиса автовладелец?

Евгений Уфимцев: В первую очередь экономию времени. Все формы можно будет заполнить прямо на месте ДТП, часть из них - дома, через личный кабинет, и без визита в страховую компанию получить возмещение ущерба по ОСАГО. И то, что заявление о возмещении будет подаваться через "Госуслуги", дает гарантию, что документы будут оформлены правильно.

На первом этапе урегулирование убытка в электронном виде будет возможно только по процедуре прямого возмещения убытков - обращения к "своему" страховщику, причем для случаев, оформленных по европротоколу. Если это не прямое возмещение убытка и не европротокол либо у человека нет желания обращаться в страховую компанию через "Госуслуги", то урегулирование будет происходить, как обычно. Согласия от страховой компании по форме обращения - дистанционно через ЕПГУ или лично в офис - не требуется при условии использования канала "Госуслуг". Если же страховая компания предоставляет такой же сервис с помощью своих ресурсов - сайта или мобильного приложения, - то для этого потребуется согласие страховщика, так как до 2025 года страховые компании свои сервисы разрабатывают по желанию, с 2025 года потерпевший сможет выбрать любой вариант - ЕПГУ, платформа страховщика или личное обращение к страховщику.

Как автовладелец сможет воспользоваться этой услугой?

Евгений Уфимцев: Заявление о возмещении подается через личный кабинет на "Госуслугах", в него из профиля гражданина подтягиваются данные по автомобилю и водителю. Затем в личном кабинете формируется полный пакет документов: и заявление о страховом случае, и документы, предусмотренные правилами ОСАГО. Дальнейшее взаимодействие со страховщиком тоже может идти через личный кабинет: автовладельцу могут отсылаться документы о направлении на ремонт и осуществляться согласование размера страховой выплаты. То есть все документы, которые сейчас подписываются сторонами на бумаге, будут доступны в личном кабинете автовладельца на "Госуслугах".

Заявление будет считаться принятым, если предоставлены все предписанные законом документы. Если документов недостаточно, автовладелец получит уведомление, какие документы требуется еще приложить.

Договор ОСАГО можно будет заключать на месяц

Далее страховая компания согласует с заявителем время и место для проведения осмотра автомобиля. Законом об ОСАГО предусмотрен дистанционный осмотр с 15 июля 2023 года, но пока только на площадке страховщика и если страховая компания согласна на такой вид осмотра. Если возможности провести дистанционный осмотр у страховщика нет, то осмотры проходят в традиционном формате.

Важно отметить, что если авария произошла после 15 июля 2023 года и она может быть урегулирована на условиях европротокола по ПВУ, то автовладелец может как воспользоваться этой возможностью, так и отказаться от нее. Для страховщика же альтернативы нет: если авария попадает под параметры урегулирования убытка в электронном виде, а именно, используется европротокол и ПВУ, то страховая компания не может отказать в урегулировании убытка в электронном виде, если документы поступили через ЕПГУ.

Как будут рассматриваться споры при электронном урегулировании?

Евгений Уфимцев: Рассмотрение всех споров будет происходить, как и сейчас: в соответствии с законом об ОСАГО. Формат электронного урегулирования не распространяется пока на оспаривание суммы или какие-то иные претензии от клиента к страховщику после завершения рассмотрения заявления и урегулирования убытка.

Страхование