Напомним, что ОСАГО - социально значимый проект, который дает гарантию хотя бы частичной компенсации ущерба в случае ДТП. У нее есть альтернатива, конечно. Вспомните 90-е годы. Разборки "у капота", с бейсбольными битами, пистолетами, гаечными ключами огромных размеров и даже лопатами - все это было обычной историей. Вряд ли кто-то захочет возвращения к тем временам.
Сейчас доля натурального возмещения по ОСАГО снизилась к концу 2022 года, но это вызвано геополитическими обстоятельствами и не является прихотью страховых компаний. Также необходимо понимать, что она и ранее не была высокой. До возникновения дефицита запчастей, вызванного уходом ряда западных автопроизводителей, она составляла от 11 до 15 процентов от всех выплат по ОСАГО. Многие автовладельцы до сих пор предпочитают денежную форму компенсации натуральной. По данным исследования Финансового университета при правительстве РФ, около трети автовладельцев, получив денежную выплату, обычно не планируют ремонт своего автомобиля в силу незначительности повреждений. Причем чем старше автомобиль, тем менее автовладелец стремится ремонтировать его, предпочитая иначе использовать компенсацию, полученную в рамках ОСАГО. В собственных целях.
Страховое сообщество делает все возможное, чтобы возобновить нормальную работу механизма натурального возмещения. За круглым столом в Общественной палате РФ 19 сентября 2022 года и совещании "ОСАГО: баланс интересов страховых организаций и владельцев транспортных средств" 4 апреля 2023 года в Совете Федерации были озвучены предложения по нормативным изменениям, которые предлагается внести в систему ОСАГО. Российский Союз Автостраховщиков (РСА) поддерживает ряд из них.
Как сообщили в РСА, рост стоимости полиса ОСАГО удается сдерживать именно благодаря реформе по индивидуализации тарифов по обязательной "автогражданке". Самый существенный рост за год - в новых справочниках от 19 марта 2023 года по сравнению со справочниками от 19 марта 2022 года - отмечен по ряду запчастей на иномарки. Сегодня страховые компании зачастую не могут произвести натуральное возмещение из-за отказа значительного числа СТО работать в рамках ОСАГО в связи с тем, что они не могут провести ремонт в установленный законом срок - 30 календарных дней. Эта ситуация связана с дефицитом, а иногда и отсутствием на рынке ряда запчастей. В связи с этим страховое сообщество предлагает расширить законодательные сроки ремонта до 60 дней, что учитывает нынешние реалии логистики и сроков поставки деталей.
Предлагается также включить в стратегию развития автомобильной промышленности задачи создания индустриального сектора промышленного восстановления отработанных компонентов. Это позволит существенно улучшить ситуацию со стоимостью ремонта автомобилей без ущерба для безопасности и других важных потребительских качеств автомобилей.
Если Центральный банк РФ останется на позиции, что регулятор не поддерживает изменение сроков, установленных законодательством для ремонта по ОСАГО с 30 календарных до 60 дней, а также будет против инициативы разрешить использовать при ремонте поврежденных машин бывшие в употреблении запчасти, РСА предлагает убрать из закона об ОСАГО выбор формы возмещения. Таким образом предлагается оставить только денежную выплату, которую пострадавшие сами смогут потратить на ремонт автомобиля.
Однако недавно главы четырех комитетов Госдумы заявили о необходимости создать индустрию восстановления запчастей. В феврале совместное обращение по этому поводу подготовили председатели четырех комитетов: по финансовому рынку - Анатолий Аксаков, по аграрным вопросам - Владимир Кашин, по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры - Евгений Москвичев, по строительству и ЖКХ - Сергей Пахомов. А недавно заместитель председателя правительства - министр промышленности и торговли Денис Мантуров поручил Минэкономразвития, Минфину и Минпромторгу рассмотреть это обращение.
По мнению РСА, отсутствие такого сектора промышленности ставит возможность эксплуатации транспорта в России в зависимость от поставок запчастей из-за рубежа. Так, в такой зависимости находятся пассажирские и грузоперевозки, от которых зависит, в частности, снабжение регионов России потребительскими товарами: сложности со своевременным ремонтом из-за отсутствия запчастей могут коснуться миллионов грузовых автомобилей и почти миллиона автобусов.
Создание производства, занимающегося восстановлением отработанных компонентов, позволит в обозримой перспективе существенно снизить зависимость российской промышленности от поставок запчастей из-за рубежа и сохранить возможность использования транспортных средств как предприятиями, так и гражданами в нормальном режиме.