Если вы попадете в Ботанический сад Сибирского отделения РАН, то имя Юрий Викторович врежется в вашу память навсегда. Экскурсоводы поминают его буквально через слово, и понятно почему: тут на каждом шагу его произведения, от смешных скульптур, которые он мастерит из попавшегося под руку мусора, до удивительных "живых" произведений искусства, и прежде всего - бонсай. Культурой бонсай Овчинников начал заниматься в начале 80-х, и сейчас в Ботсаду есть 40-летние экземпляры, а это для карликового деревца прилично.
Петухи и кхмеры
Что такое бонсай, нынче уже хорошо известно - маленькое дерево в горшке (вернее, в плошке). Вырастить в виде бонсай можно любое растение, главное, чтобы оно было уменьшенной копией настоящего. Искусство зародилось в Китае в VIII-X веках, потом его подхватили японцы и взялись за дело серьезно: разработали правила формирования карликовых деревьев. Разложили по полочкам, как они умеют.
Бонсай - это по-настоящему живая картина. В каждом образце какая-то мысль, эмоция автора. Ну вот та же сосна, будто бы согнутая ветром, - о вечной борьбе с обстоятельствами, например. Но еще удивительнее, что эта "картина" с годами будет меняться! То есть расти вместе с автором, отражать изменения в его взгляде на мир. Бонсай вместе со своим художником может пройти путь от внутреннего отчаяния к гармонии. Несколько десятилетий творческого поиска! "Делаю по наитию", - говорит Юрий Овчинников.
- У меня получается бонсай в стиль Неагари (обнаженные корни). Дерево, растущее на длинных корнях, свободно спадающих. Как китайские петухи с длинными хвостами. А еще похоже на Ангкор - храмы в Камбодже, которые создали древние кхмеры. Со временем стены заросли мощными фикусами, лагерстремиями с причудливыми корнями.
В коридорах - искусство
В Ботаническом саду СО РАН две коллекции бонсай. Первая - это оранжерейные растения. Японцы, говорит Овчинников, эти виды пригодными для бонсай не признают. Они выращивают сосны, можжевельники, бамбуки, сакуры, вишни, сливы, клены.
- А мы начали собирать фикусы, мирты, плосковеточники, кипарисовики, гранаты. Основу коллекции составляет фикус притупленный - черенки огромного дерева из Дома ученых, - рассказывает Юрий Овчинников. - То, что я делаю, не тянет ни на китайскую, ни на японскую традицию. Ближе к бонсай Юго-Восточной Азии - Таиланд, Вьетнам, Камбоджа. В южных провинциях Китая тоже используют для бонсай более теплолюбивые виды растений. В Сибири зима девять месяцев - поэтому оранжерейные виды. Ведь здесь уличный бонсай девять месяцев не увидишь...
Как говорит Овчинников, если в саду или в оранжерее появляется свободное место, то хозяин либо умер, либо потерял к этому интерес (то есть умер как творец). Поэтому зимой бонсай "живет" в коридорах главного корпуса Ботсада, а летом переезжает на улицу.
Вторая коллекция - для открытого грунта. То, с чего начинался популярный у посетителей Ботанического сада Парк Бонсай.
"Скорая помощь" для бонсая
Бонсай - штука дорогая. Чем старше, тем дороже. Ценители отдают за шедевры большие деньги. Юрию Овчинникову в деньгах оценить свои произведения сложно. И расставаться с ними он не любит: "опять получишь труп"...
- Покупают, потом звонят - заберите, он что-то сохнет, - говорит Юрий. - Оказывается, они его в качестве пепельницы использовали. Это, конечно, из 90-х история, но несильно все изменилось и сейчас. Вот этот возвращался ко мне трижды. Первый раз купили, он засох - вернули. Потом поставили в кабинет любителя проветривать помещение, в результате - замерзший бонсай. Потом поставили в темный кабинет, бонсай начал страдать. Деревце без листьев возвратили вовремя. Благодаря "скорой помощи" все возвращенцы живы.