Первое, что следует иметь в виду - бумаги, приведенные в качестве источников, якобы были раскрыты 25-летним служащим Национальной гвардии США. Как сообщают, оригинал содержит более сотни документов, которые ранее распространялись только в виде отдельных страниц. Однако издания The Washington Post и The New York Times, похоже, обладают полной коллекцией. И учитывая тот факт, что еще одна декорация этого спектакля появилась в строго трансатлантической немецкой среде, стоит, по крайней мере, задаться вопросом, кому и зачем сейчас нужна эта история.
К тому же, представители министерства обороны Германии имеют представление о помещениях, защищенных от прослушивания. То есть, если встреча прошла без соблюдения соответствующих мер секретности, значит либо все участники прекрасно понимали, что обсуждаемая на ней информация может попасть куда угодно, либо это был спектакль. В поддержку такой версии можно привести цитату из обсуждаемой утечки: "Немцы считали, что, отказываясь от более серьезного сотрудничества с КНР в сфере обороны, они сохраняют солидарность с США".
Однако внешняя сторона часто сильно отличается от внутренней. Фактически, чтобы определить, состоялась ли на самом деле обсуждаемая встреча именно в том виде, в каком ее описывают, или это был спектакль, необходимо иметь информацию о составе участников со стороны Германии. Краткий отчет не исключает того, что соответствующие соображения со стороны американских наблюдателей имели место быть. Однако, учитывая прочую информацию о работе американских служб, такая версия весьма сомнительна.
Во всяком случае, представители газеты Die Zeit поинтересовались у немецкого минобороны, корректно ли воспроизведено содержание этих переговоров, но дальнейших комментариев дано не было со ссылкой на то, что вопрос "щекотливый".
Немецкие СМИ не постеснялись вспомнить скандальное дело 2013 года с участием АНБ США, когда стало известно, что мобильный телефон канцлера Германии Ангелы Меркель прослушивается американцами. "Прошли годы, прежде чем отношения между странами вернулись в нормальное русло", - сообщает издание.
Однако, всю эту историю (ее кульминацией стал комментарий Меркель: "Шпионаж среди друзей недопустим") можно рассматривать как удобную возможность для того, чтобы оставить в тени немаловажный факт: немецкие спецслужбы в этом деле тоже не отстают. Что касается стандартной телефонной связи, на протяжении многих лет Германия лидировала среди стран мира по количеству прослушиваемых телефонных разговоров. Кроме того, в ходе скандала вокруг АНБ стало известно, что Федеральная разведывательная служба Германии (BND) контролирует центральный интернет-узел Франкфурта, и, соответственно, большую часть международной связи в Европе. И огромные площади новой штаб-квартиры BND, второго по величине административного здания в мире после Пентагона, конечно, предназначены не для озеленения офисов, а скорее для размещения вычислительных мощностей соответствующего размера.
Когда документ, который может вызвать "напряженность" между США и Германией, оказывается в распоряжении изданий The New York Times и The Washington Post, становясь таким образом достоянием общественности и причиной скандала, это, конечно, не с целью разжигания реального конфликта. Очевидно, что издание Die Zeit прилагает немало усилий, чтобы представить позицию Германии по отношению к США более твердой и устойчивой, чем на самом деле. После дела АНБ собственной контрразведке было поручено также "следить за союзниками, такими как США или Великобритания". Как будто в этом было что-то особенное. Очевидно, ту же цель имеет заявление политика от партии "Зеленых" Константина фон Ноца о том, что "службам разведки дружественных стран нужно не следить друг за другом, а сотрудничать".
В 1980-х годах контрразведка ФРГ также боролась с промышленным шпионажем со стороны США. Когда после распада ГДР так называемые файлы Розенхольца (381 компакт-диск с микрофильмами из Министерства госбезопасности) были беспрекословно переданы в США без копии, это не получило безоговорочного одобрения всех членов BND - файлы также содержали данные об агентах США, информация о которых была получена службой государственной безопасности ГДР на Западе. И это одна сторона дела - шпионаж ведется не только в отношении военных данных, но и гораздо чаще в отношении данных экономических. А в этих вопросах конкурентами являются даже союзники.
Другая причина, опровергающая позицию "не следить, а сотрудничать", гораздо более фундаментальна и заключается в том, что основной задачей разведывательных служб является представление максимально достоверной картины реальности. Это означает, что информацию, полученную от союзников, также необходимо проверять, используя собственные источники. Какой ущерб может принести игнорирование этого правила, недавно продемонстрировали утечки Пентагона, где заявления Украины были приняты без проверки. И если руководствоваться принципами, которые предлагает фон Ноц, и которые издание Die Zeit представляет целесообразными с точки зрения морали, мы получим политические ошибки, которые могут стать фатальными.
Но сейчас не об этом. В данном конкретном случае речь идет скорее о небольшом представлении для узкого круга лиц, которое призвано продемонстрировать, что даже такое абсолютно покорное федеральное правительство может вести себя так, как будто оно может и хочет навязать свою позицию "союзнику" США. "Ни администрация США, ни правительство Германии не могут себе позволить дипломатических потрясений", - сообщает Die Zeit в качестве заключения, вероятно имея ввиду, что небольшой пожар на переднем плане будет вскоре ликвидирован при помощи противопожарного покрывала, как только привлечет достаточное внимание общественности. Тем временем крупный пожар под названием "Северный поток" продолжает бушевать на фоне.