01.05.2023 19:00
Экономика

Участники дискуссии в Совете Федерации пытались понять причины "особого внимания" правоохранителей к предприятиям ОПК

Участники дискуссии в Совете Федерации пытались понять причины "особого внимания" правоохранителей к предприятиям ОПК
Текст:  Екатерина Некрасова
Российская газета - Федеральный выпуск: №94 (9039)
Российская экономика успешно справляется с санкционным давлением и продолжает свое развитие, однако частный бизнес, порой, испытывает давление, связанное со сменой собственников. О том, как противостоять такой угрозе, говорилось на заседании экспертного совета "Проблемы и риски для стабильной работы стратегически значимых предприятий РФ".
Читать на сайте RG.RU

Мероприятие прошло в Совете Федерации под председательством сенатора Елены Афанасьевой, члена Комитета Совета Федерации по международным делам. Участие в нем приняли депутаты Госдумы, юристы и представители бизнеса. Елена Афанасьева отметила, что на промышленный сектор ложится колоссальная нагрузка, особенно на "оборонку". От бесперебойной работы таких заводов зависит не только обеспечение необходимыми комплектующими ВС РФ, но и других отраслей.

- Президент неоднократно говорил о недопустимости использования административного ресурса и необходимости перестать "кошмарить" бизнес, - акцентировала Елена Афанасьева. - Правительство постоянно работает над тем, чтобы проверки предприятий носили обоснованный характер, без предвзятости.

В 2022 году был введен мораторий на проверки бизнеса. Однако с мест поступают сигналы от бизнеса о дополнительных проверках и изъятии большого количества документов, что может довести и до банкротства.

- Есть значительная часть ситуаций, в которых вот такие проверки и возбуждение уголовных дел проходят достаточно спонтанно, - говорит депутат Госдумы Артем Кирьянов. - Здесь надо всегда внимательно смотреть, не мешать людям работать над своими проектами.

С трудностями, например, столкнулся Сарапульский электрогенераторный завод (СЭГЗ) из Удмуртии, на котором работают 4200 человек. Это основной российский производитель бортовых систем генерирования, управления и защиты электропитания, светотехники для отечественных самолетов и вертолетов, приводов для ракетной техники и систем электропитания, стартовой автоматики для комплексов ПВО и механизмов для межконтинентальных баллистических ракет.

Следственные действия и допросы сотрудников Сарапульского завода длятся уже более 8 месяцев, и пока нет ясности о якобы существовавшей схеме по выводу денег с предприятия

Проблемы у завода, о которых "Российская газета" уже писала, похоже, продолжаются. В июне 2022 года оперуполномоченный полиции Хоробров подал рапорт на имя министра внутренних дел по Удмуртской Республике об обнаружении признаков преступления, выразившихся в заключении "фиктивных агентских договоров между СЭГЗ и ООО "Центр закупок и логистики". В июле на основании рапорта было заведено уголовное дело, начались обыски и допросы. Коллектив СЭГЗ написал открытое письмо в правительство, обратился в Госдуму.

- После того, как этот вопрос был обсужден в Госдуме, следствие каким-то волшебным образом затихло, и на некоторое время дестабилизация деятельности предприятия со стороны правоохранительных структур прекратилась, - рассказал депутат Госдумы Михаил Делягин. - Сама по себе такая реакция уже вызывает очень большое напряжение, очень большие вопросы: а что там на самом деле расследуется и в каких целях расследуется?

В декабре 2022 года один из крупнейших акционеров СЭГЗ - ООО "Эбису" - обратился в избранную собранием акционеров ревизионную комиссию с просьбой о проведении внеочередной проверки финансово-хозяйственной деятельности завода, по сути, о собственной проверке обоснованности доводов правоохранителей. В марте 2023 года комиссия опубликовала отчет. Из него следует, что в 2012-2019 годы финансовое положение СЭГЗ было стабильным и устойчивым, а взаимоотношения с фигурирующим в деле ООО "Центр закупок и логистики" выстраивались с соблюдением всех требований законодательства.

- Были сделаны выводы о том, что нарушений в работе предприятия нет, злоупотребления полномочиями со стороны руководства тоже нет, предприятию не нанесен экономический ущерб, - говорит начальник корпоративно-юридического управления СЭГЗ Вероника Кожокарь.

Адвокат Михаил Жихарев, представляющий интересы акционеров СЭГЗ, в том числе "Уральских заводов" и "Эбису", также отметил, что ревкомиссия пришла к выводу о грамотных управленческих решениях в проверенный период времени.

- Самое главное то, что не подтверждаются выводы правоохранительных органов относительно каких-либо хищений денежных средств, - говорит Жихарев. - Но после того как акционер инициировал эту процедуру, активность в рамках уголовного дела проявилась с новой силой.

Через несколько недель после публикации доклада ревизионной комиссии, как писали СМИ, к директору компании "Эбису", старшей дочери председателя совета директоров СЭГЗ, пришли с обысками по месту ее жительства сотрудники полиции. Были изъяты оригиналы учредительных документов юрлиц, не имеющих никакого отношения к хозяйственной деятельности СЭГЗ.

Повод к проведению обысков, включая прошлогодние, вызывает вопросы. Оперативные мероприятия проводились в том числе на основании справки Хороброва, который "в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий установил" причастность директора "Эбису" к выводу денег с СЭГЗ. Доводы якобы основываются на показаниях двух свидетелей и самого Хороброва. При этом в показаниях свидетелей не подтверждается причастность руководителя "Эбису" к якобы совершенному преступлению на СЭГЗ, а Хоробров в своих показаниях даже не упоминает ее.

- Я был крайне удивлен тем, что поводом для производства обыска в жилище руководителя компании послужила справка оперативного сотрудника полиции, - признался Жихарев. - Но я даже намека не увидел в показаниях свидетелей на то, что есть какая-то взаимосвязь акционеров с какими-то преступными действиями.

Возникает ощущение, продолжает Жихарев, что предположение оперативника - это его фантазия. Все это дает основания задуматься: а не был ли обыск в квартире директора "Эбису" проведен на основании предположений? Этаким образом можно провести обыск у кого угодно - сотруднику полиции показалось, что вы преступник, он дал показания своим коллегам, что считает вас преступником, написал справку и готово - в вашем доме уже переворачивают все вверх дном.

Михаил Делягин обратил внимание на то, что с проверками могут связывать компанию АО "Технодинамика", еще одного крупного акционера СЭГЗ. После обращения трудового коллектива завода за помощью в Госдуму компания ответила на запрос.

- Среди ответов, которые я получал на запросы, самый странный дала "Технодинамика", то есть компания, с которой предположительно связывают возбуждение уголовного дела, - делится Михаил Делягин. - Директор написал: знаете, никакой информации от правоохранительных органов по поводу того, что там что-то происходит, мы не имеем, мы ничего не знаем, мы здесь не при чем.

Но дело в том, что в материалах имеется письмо в республиканское СУ МВД за подписью замгендиректора по безопасности "Технодинамики" Митюка, с указанием на то, что в случае достоверности данных, в действиях группы лиц из руководящего состава завода могут усматриваться признаки преступлений, а в случае установления фактов хищения необходимо рассмотреть вопрос возбуждения уголовного дела. При этом из постановления следует, что оно было возбуждено по рапорту Хороброва. Но письмо "Технодинамики" - это ответ на запрос полиции. То есть сотрудники МВД по Удмуртии сначала спрашивают представителей "Технодинамики" о том, что те по этому поводу думают. А представитель службы безопасности холдинга им отвечает: если факты, изложенные в запросе полиции, подтвердятся, то он считает необходимым рассмотреть вопрос о возбуждении дела. Интересный факт - письмо "Технодинамики" в адрес полиции датировано 11 июля 2022 года, и в тот же день возбуждается уголовное дело.

- Я могу лишь предположить, какой является цель "атаки" на СЭГЗ, - говорит Михаил Делягин. - Целей у рейдеров бывает, как правило, две. Первая - они захватывают предприятие и дальше сносят его "под корень"… Вторая гипотеза - это эффективность деятельности завода. Если предприятие работает хорошо, то оно становится объектом "атаки".

По словам Вероники Кожокарь, ежегодно более 50% прибыли (порядка 200 млн рублей, а было и по 600-800 млн) направляется на реализацию инвестпроектов. Не завод, а лакомый кусочек. То есть логика проста: если более половины прибыли завод направляет на инвестиции, то новый собственник может направить ее в свой карман. И это мгновенно окупит его "расходы по атаке". Знают ли руководители холдинга о том, чем занимается служба экономической безопасности? К слову, руководитель пресс-службы СЭГЗ Григорий Глухов обратил внимание экспертного совета на то, что исполнителем в письме "Технодинамики" значится некто Светлана Бучнева.

- Если мы просто наберем в поисковике "Светлана Бучнева, полиция", то получим вот это, - Григорий Глухов потряс кипой распечатки. - И это очень маленькая часть материалов, которые были опубликованы в СМИ в разные годы.

Поисковик выдает много ответов на такой запрос. Например, в Сети связывали имя некоей Светланы Бучневой, полковника полиции, с "атаками" на кировские предприятия. Одна и та же это Бучнева или разные Светланы? Верим, что не только следствие, но и руководство "Технодинамики" учтет данный факт, проверит его и во всем разберется. Может, мы становимся свидетелями "проделок" отдельных менеджеров, собравших кадры для передела собственности? Пока такой вариант исключать рано. Недоумение, например, вызывает ходатайство господ Волкова и Бучневой, действующих в интересах АО "Технодинамика". Оно адресовано в СУ СК РФ по Удмуртской Республике. Авторы просили заключить под стражу Сергея Мусинова, одного из экс-руководителей СЭГЗ, который, вероятно, на заседании экспертного совета в СФ РФ тоже мог бы рассказать много интересного.

Следственные действия и допросы сотрудников Сарапульского завода длятся уже более 8 месяцев, и пока нет ясности о якобы существовавшей схеме по выводу денег с предприятия. Не опровергнуты и выводы ревизионной комиссии, которые, по сути, сами опровергают подозрения полиции. Между тем, на то, что на стратегически важное для ОПК предприятие оказывается силовое давление (да еще в период проведения специальной военной операции, что ставит под угрозу вопросы безопасности государства), обратили внимание представители бизнеса сопредельных государств. К примеру, пишут об этом в СМИ Казахстана. В сентябре 2022 года там прошла ведущая промышленная выставка страны Kazakhstan Industry Week. СЭГЗ представил там свою продукцию, заинтересовавшую местный бизнес. Неужели тревожные вести из Сарапула разрушат налаживавшееся сотрудничество? В эпоху санкций нам такие связи жизненно важны.

Поразительно то, что все, вроде, происходит по закону. Но, как отметил Шота Горгадзе, член Совета при президенте РФ по правам человека, какие бы идеальные законы не писали законодатели, если эти законы на практике будут применяться искаженно, то смысл они утратят. Закон не должен оставаться декларативной нормой.

Если более половины прибыли СЭГЗ направляет на инвестиции, то новый собственник может направить ее в свой карман. И это мгновенно окупит его "расходы по атаке"

- Если высшее руководство страны говорит о том, что в непростое время "кошмарить" предприятие нельзя, то внизу исполнители должны это слышать и исполнять, - считает Шота Горгадзе. - Существует огромное количество задач, которые предприятия готовы реализовать, если им просто не будут мешать.

Члены экспертного совета предложили варианты решения проблемы. По мнению Артема Кирьянова, стоит рассмотреть вопрос введения моратория на сделки по купле-продаже стратегически значимых предприятий, хотя бы до конца специальной военной операции. Еще вариант - предусмотреть персональную ответственность за заведомо неправомерные действия сотрудников правоохранительных структур. Ведь, как указал Михаил Делягин, максимум, что грозит "правоохранителю, который убивает завод", это его увольнение, которое не помешает ему найти работу в частной компании. "Обратите внимание, что все реже систему называют правоохранительной и все чаще называют силовой", - сказал Делягин. А можно ли, изменив закон, автоматически изменить и ситуацию "на земле"?

- Пока существуют "оборотни в погонах", а термин этот не нами придуман, они будут продолжать давить на порядочных людей, - резюмирует Шота Горгадзе. - Поэтому необходимо совершенствовать законодательную базу. Государство должно защищать предпринимателей, создать максимально комфортные условия для них.

Бизнес