Спрос на традиционный "шашлычный набор" (мясо, овощи, уголь, розжиг, одноразовая посуда, соусы и приправы) в этом году традиционно начинал расти с установлением теплой погоды и по мере приближения длинных майских выходных, говорит председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев. В этом году на фоне теплой погоды во многих российских регионах шашлычный сезон начался на пару недель раньше обычного. На это наслоились праздники: сначала Пасха, а затем окончание Рамадана у мусульман, отмечает гендиректор Национального союза птицеводов Сергей Лахтюхов. По этой причине спрос на самое подходящее для шашлыка мясо резко вырос, признают эксперты.
Цены потянулись было за спросом вверх - например, на свиную шею они достигли рекордных отметок, говорит руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. Но сейчас, когда потребители утолили свой первый шашлычный голод, динамика как минимум оптовых цен успокоилась. И до сентября при стабильно высоком спросе такая динамика сохранится. При сохранении существующей ситуации цены на мясо в целом вырастут ниже инфляции, считает эксперт.
Сейчас цены на большинство отрубов (например, на лопатку или окорок) находятся на уровне пятилетней давности, отмечает Юшин. Например, окорок стоит меньше 300 рублей за кг, при том что огурцы-помидоры стоят чуть ли не столько же, указывает эксперт. По данным Росстата, шашлык из самого доступного мяса - свинины и курицы - за год даже подешевел на 4% и 2% соответственно. Правда, подорожал шашлык из говядины и баранины - на 6,3% и 5,6% соответственно. В платформе "Чек Индекс" подсчитали, что средний чек затрат на "шашлычный набор" (мясо на шашлык, мангал, древесный уголь, шампуры, розжиг) в апреле составил 2090 рублей. Это всего на 7% выше, чем год назад. Караваев утверждает, что стоимость минимального "шашлычного набора" в отдельных сетях- членах АКОРТ снизилась в пределах 15-20% год к году. К тому же многие торговые сети расширили предложение для отдыха на природе в линейках собственных торговых марок (СТМ). Стоимость такой продукции, в том числе и мяса для шашлыка в маринаде, как правило, ниже аналогов известных брендов более чем на треть.
Во многом такие доступные цены складываются из-за роста производства свинины и мяса птицы. Так, производство свинины в 2022 году выросло на 7%. Это позволило не расти ценам в рознице, а с учетом скидок и распродаж цены были ниже, говорит генеральный директор Национального союза свиноводов Юрий Ковалев. За первый квартал этого года рост производства составил еще 7,1%. При этом уровень самообеспеченности свининой эксперт оценивает в 108%. Производство мяса птицы выросло в прошлом году на 5%, в первом квартале этого года - еще на 2%. При этом растет также производство и популярность мяса индейки, отмечает Лахтюхов.