На прошлой неделе корреспонденты "TV Губернии" побывали на тренировке самого возрастного действующего гонщика страны. Владимир Ситковский с готовностью продемонстрировал нам несколько трюков и рассказал, что помогает побеждать в профессиональных заездах, как экстремальное увлечение повлияло на его личную жизнь и каким женским именем спортсмен назвал свой мотоцикл.
С Владимиром Ситковским мы встретились на мотокроссовой трассе под Нововоронежем. Пенсионер приехал на "Москвиче" 1980 года выпуска. А в прицепе привез свою Варварушку. Так спортсмен зовёт мотоцикл, на котором гоняет уже более десяти лет. Он несколько минут повозился с багажным замком, а затем стал осторожно спускать на землю байк весом более 100 килограммов. На наше предложение помочь ответил категорично: "Не трожь, я сам!" А затем резво оседлал своего "боевого коня" и помчался по трассе со скоростью более 70 км/ч, оставляя позади себя завесу пыли и комья грязи. Гонщик без труда преодолевал крутые горки и зависал в воздухе на трехметровой высоте. Впечатляющим зрелищем мы наслаждались около получаса. И всё это время казалось, что под гоночным костюмом скрывается не 85-летний пенсионер, а полный сил и энергии молодой спортсмен.
"Здесь одни асы, куда ты лезешь?"
Владимир Ситковский родом из Беларуси. Детство провел в деревне Дегтярево Витебской области. Говорит, с малых лет его тянуло к технике. Школьником он уже управлял трактором и комбайном - помогал взрослым работать в поле. Затем отучился в техникуме на механизатора. Уже тогда знал, чему хочет посвятить жизнь - крутить баранку и исколесить полстраны. А вот с двухколесным транспортом отношения у будущего мотоциклиста сложились не сразу. Первый велосипед появился у Владимира в 14 лет, но ездить на нем пришлось недолго. За месяц парень умудрился разбить его вдребезги вместе с собственными коленками. Такая же участь постигла и второй двухколесник. Но вскоре все изменилось. После службы в армии Владимир решил поехать в Сибирь на комсомольскую стройку - работал водителем грузовика автобазы.
- Еду я, значит, на своем ЗИЛе и слышу - трещит что-то. Это были местные мотогонщики, которые мчались на очередную тренировку перед областным первенством имени летчика Чкалова, - вспоминает Владимир Ситковский. - В этот момент во мне словно щелкнуло что-то. Я понял, что хочу, как эти ребята, гонять на байке быстрее ветра и всех побеждать. Но вот проблема - мотоцикла-то у меня не было. Тут смекнул, что на нашей базе видел разбитый "Иж", который валялся без дела. Так я быстренько привел его в форму, за месяц научился ездить и решился принять участие в соревновании. Правда, организаторы сперва не хотели допускать меня к гонке: "Куда ты, парень, лезешь? Тут асы одни, а ты без году месяц на мотоцикле". Но я был настойчив и в итоге стал первым в заезде. А вот грамоту и кубок решил не забирать - взял и умчался с глаз долой сразу после финиша.
После этого случая больше никто не смотрел на Владимира Ситковского свысока. Сам он продолжил участвовать и побеждать в областных гонках. А затем с триумфом выступил на первенствах Урала, Дальнего Востока и РСФСР.
Под номером 41
В конце 1970-х Владимира Ситковского потянуло на родину. Он вернулся в Белоруссию и там продолжил участвовать в мотогонках. А на одном из заездов познакомился с очаровательной гонщицей Людмилой - своей будущей женой. Позже молодая семья переехала сначала в Самару, а затем в Нововоронеж, где супруги и живут до сих. Людмила была вынуждена бросить мотогонки ради воспитания детей, а Владимир, устроившись автомехаником на одну из воронежских автобаз, совмещал работу с соревнованиями. Ещё и успевал при этом тренировать юных мотогонщиков, и многие из них впоследствии стали победителями и призерами чемпионатов по мотоспорту. К началу нулевых Владимир Ситковский стал одним из самых титулованных байкеров в своей возрастной категории, имея звание семикратного чемпиона по мотоциклетному спорту РСФСР и РФ. И в каждом заезде наш земляк выступал под номером 41. Ведь для него это не просто красивая цифра.
- Я дитя войны, - объясняет гонщик. - Мне было всего четыре года, когда началась Великая Отечественная. Но я очень хорошо помню то страшное время. Наша деревня находилась в фашисткой оккупации. Мы с мамой прятались от немцев по лесам и болотам. Есть было нечего, я часто падал в голодные обмороки. Из моих земляков на фронте погибал каждый третий. Не вернулся домой и мой папа. И я очень хочу, чтобы нынешнее поколение помнило, какой ценой далась Великая Победа.
"Буду ездить на байке до 100 лет!"
Владимир Ситковский отработал на воронежской автобазе больше 40 лет, а на заслуженную пенсию ушел лишь два года назад. У Владимира Ивановича пятеро детей, двое внуков и трое правнуков. Казалось бы, что еще для счастья надо? Но сидеть дома на кресле перед телевизором байкер не собирается. Он по-прежнему участвует в профессиональных заездах и на равных соревнуется с более молодыми гонщиками. В середине апреля в Волгограде Владимир Ситковский принял участие в мототурнире, посвящённом 80-летию Победы в Сталинградской битве. А 15 мая запланирована большая мотогонка в Борисоглебске. Прославленный спортсмен заверил, что обязательно там будет.
Надо ведь периодически напоминать о себе другим мотоциклистам, а то, чего доброго, подумают, что я уже помер. Не дождетесь, - улыбается Владимир Ситковский. - Буду гонять минимум до 100 лет! А потом "залечу" на самую большую горку, которую только смогу отыскать, и громко крикну: "Я смог!" - силушек у меня хватит. Некоторые мужички, которым слегка за 40, сидят под юбками у своих женок и жалуются на всякие болячки. А у меня на теле не осталось живого места - сплошные переломы и вывихи - но я не ною. Чувствую себя отлично - нигде ничего не скрипит. А все потому, что я занят любимым делом. Одно огорчает - мотоцикл мой старый, разбитый и уже никуда не годится. А живем мы с супругой скромно на одну пенсию. Вот подарил бы мне кто новый двухколесник, низко бы поклонился этому человеку. Ведь не могу я без гонок, мотоциклы - это вся моя жизнь.
От редакции
Редакция газеты "Коммуна" уверена - у Владимира Ситковского есть все шансы попасть в Книгу рекордов России как у самого возрастного действующего мотогонщика страны. Чтобы как можно больше людей узнали о нашем прославленном земляке и гордились им, мы решили отправить заявку на регистрацию рекорда. О полученном ответе мы расскажем в одном из ближайших номеров.
Сергей Дорохов